РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Разубаевой Екатерины Константиновны по теме «Язык детских повестей А.П. Зонтаг: особенности текстов для чтения вслух» Рецензируемая работа затрагивает целый ряд вопросов, связанных с описанием системных особенностей русского языка в его исторической динамике и с прагматикой текстов детской литературы. Обращение к текстам, созданным для чтения детям вслух, побуждает исследователя к комплексному изучению материал, поскольку в данном случае необходим учет как особенностей функционирования единиц всех языковых уровней, так и дидактических целей, на достижение которых нацелены тексты. Кроме того, материал исследования практически не привлекал внимания языковедов, хотя именно отобранные для анализа повести А.П.Зонтаг закладывали нормативную базу того русского языка, на котором говорила и писала образованная дворянская Россия XIX в. Все эти аспекты подтверждают безусловную актуальность и новизну темы исследования. Цель исследования «выявить особенности языка детских повестей А.П. Зонтаг, предназначенных для чтения вслух» определяет практические задачи. В их состав, кроме таких традиционных задач, как формирование теоретической базы исследования, классификация и описание материала, включено изучение «культурно-исторического фона XIX века» (с.4), а также исследовательская задача «соотнесения выявленных разноуровневых языковых признаков изучаемых текстов с функциями детской литературы» (с.5). Структура работы выстроена в соответствии с особенностями материала и соответствует поставленным задачам. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы, включающего 7 единиц справочной литературы, 62 единицы научной литературы, в том числе 3 на иностранных языках. Объем работы 64 страницы. В Главе 1 рассматриваются функции детской литературы, ее особенности, связанные с конкретной эпохой (XIX в), требования к языку детской литературы, обусловленные возрастом и небольшим жизненным опытом детей (п.1.4). Особо подчеркивается нормативность языка книг для детей. Также описываются тематические и языковые особенности книг А.П.Зонтаг (п.1.5). Автор исследования заключает главу предположением о том, что «устройство рассматриваемых текстов – и по форме, и по содержанию – отвечало задачам чтения вслух, причем, чтения для ребенка» (с. 25). В практической главе это предположение находит подтверждение при поуровневом анализе языковых средств и приемов, использование которых делает прозу А.А.Зонтаг понятной детям 6-8 лет и удобной для чтения вслух. Оговаривается, что в силу социальных условий дошкольное обучение детей происходило в соответствии с представлениями о тех социальных ролях, которые им придется играть во взрослой жизни. Вследствие этого повести А.П.Зонтаг, предназначавшиеся девочкам из дворянских семей, знакомили их с миром моды, процессом покупок, с садоводством и рукоделием. Так, на лексическом уровне выявлены группы слов, называющих те реалии, с которыми девочкам предстоит сталкиваться на протяжении жизни. Лексика, называющая элементы костюма, связанная с цветоводством, рукоделием, называющая конкретные бытовые предметы, в изобилии присутствует в текстах, ее введение сопровождается синонимами, объяснениями, контекстами, проясняющими как употребление слов, так и бытовые ситуации. На уровне синтаксиса отмечен преимущественно прямой порядок слов в предложениях, сравнительно небольшая длина предложений, минимальное количество второстепенных членов в них, отсутствие многокомпонентных предложений. Сложноподчиненные предложения, построенные по модели «действие – результат», оказываются и способом доведения информации до ребенка, и средством прямого воздействия на него (с. 41-42). Отдельно рассмотрены диалоги в исследуемых текстах (п.2.4), играющие важную роль в создании эмоциональности в тексте и, как следствие этого, в реализации дидактической функции (с.51). Особый интерес вызывает анализ диминутивов в п.2.5. «Словообразовательные особенности текстов», результаты которого приводят автора к заключению о том, что эти единицы выполняют в тексте для детей двоякую роль: маркирование круга «своих» (с.53-54) и помощь в освоении грамматических норм. В целом работа свидетельствует о хорошем уровне филологической подготовки автора, демонстрирующего умение строить гипотезы и доказывать их, аналитически обобщать и интерпретировать полученные данные. Исследование имеет широкие перспективы как в теоретическом, так и в практическом ключе. В процессе чтения работы возникли вопросы к автору, которые сводятся к следующему: 1. При описании лексического материала отмечено, что единицы распределяются по ЛСГ Одежда, Рукоделие, Садоводство, Цветы и т.д. Распределение в целом не вызывает вопросов, однако порой складывается впечатление, что ЛСГ понимается очень широко (например, ЛСГ Цветы). Какое определение ЛСГ было положено в основу классификации? 2. На с.53 описывается роль диминутивов в усвоении ребенком норм и правил родного языка, в частности, говорится, что диминутивы «помогают унифицировать финаль существительных и позволяют слить окончание с последним слогом» (с.53), что не вызывает возражений. Далее приведен список слов: «спин-ка, нож-ка, комнат-ка, кроват-ка» (с.53). Не все слова в списке являются диминутивами в том значении, которое актуализируется в приведенном контексте (спинка и ножки стула), некоторые являются единственной возможно номинацией предмета. Не могли бы Вы подробнее прокомментировать этот отрывок? 3. Можно ли обобщить результаты и указать, какие именно «специфические признаки» (с.4) текстов А.П. Зонтаг продиктованы временем (т.е.XIX веком), а какие определены прагматикой текстов? 4. Можно ли на основании Вашего исследования составить представление о том, какой «взгляд на ребенка и его место в обществе» (М.Горький), (с.4) превалировал в XIX в.? Все вопросы имеют уточняющий и дискуссионный характер и не влияют на общее положительное впечатление от работы и не умаляют ее достоинств. Тема исследования раскрыта, примененный способ описания материала соответствует поставленным задачам, выводы автора убедительны и хорошо обоснованы. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к сочинениям подобного жанра, а ее автор Екатерина Константиновна Разубаева заслуживает степени бакалавра филологии. 8 июня 2018 Пушкарева Наталия Викторовна д.ф.н., доцент кафедры русского языка СПбГУ