РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Павловой Вероники Дмитриевны по теме «Элегика в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”» Дипломная работа В. Д. Павловой посвящена, несомненно, актуальной теме. Жанрово-стилевая гетерогенность комедии Грибоедова давно отмечена исследователями и традиционно рассматривается как одна из ключевых особенностей ее поэтики. В целом ряде работ содержатся отдельные разрозненные наблюдения, относящиеся к характеристике различных элементов художественной структуры комедии, соотносимых с жанрами элегии, басни, баллады и др. Однако В. Д. Павлова ставит целью «определить местоположение и функционирование <…> элегического начала» (с. 6) в комедии посредством последовательного анализа, охватывающего все уровни текстовой организации. Этот системный подход и определяет новизну исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников, включающего 85 позиций. Первая глава «Элегическое начало» содержит анализ обширного научного и критического материала, посвященного русской элегической поэзии. Центральная задача, которую решает здесь В. Д. Павлова, — определить содержание и границы понятия «элегика». Для этого она обращается к эстетической теории и критике первой четверти XIX в., описывает конструктивные признаки жанра, характеризует «элегический стиль» как феномен поэтического языка Золотого века и, наконец, рассматривает вопрос о жизни элегического жанра за рамками «пушкинской эпохи». Отмечая концептуальную сложность строгого разграничения понятий «элегия» и «элегика», В. Д. Павлова формулирует перечень признаков, образующих «элегический комплекс». Это «определенные мотивы <…>, эмоции <…>, концепция “смешанных ощущений” <…>, особая поэтика времени <…>, т. н. “абсолютный сценарий жанра” <…>, сигналы устойчивого стиля» (с. 41). Эта рабочая модель определяет конкретные задачи и принципы анализа текста комедии, предпринятого во второй главе. Предметом внимания здесь становится, с одной стороны, уровень сюжета и мотивика, с другой стороны, слово героев (монологи, соотносимые с лирическими высказываниями). Так, ряд эпизодов комедии сопоставляется с сюжетными ситуациями элегий Батюшкова, Пушкина, Баратынского и др. Отдельные монологи Чацкого оказываются сопоставимы с пушкинскими элегиями в плане специфики выражения лирической эмоции. Многие мотивы комедии отсылают к смысловому пространству элегической поэзии. Дипломное сочинение В. Д. Павловой — основательное объемное исследование, обобщающее обширный материал и содержащее целый ряд интересных и оригинальных наблюдений. Работа в полной мере соответствует поставленной задаче. Тем не менее можно предложить ряд вопросов, которые отчасти носят уточняющий характер, отчасти же относятся к перспективам исследования. 1. Анализ, проделанный в работе, демонстрирует, что «модели» элегических ситуаций обнаруживаются в комедии за репликами самых разных персонажей: с элегическим героем соотносим Чацкий в момент любовного признания и в момент бегства, Софья, говорящая о своей любви с Лизой, Репитилов, оценивающий безумие Чацкого как потерю друга и т. д. Одинаково ли функционирует элегика во всех этих ситуациях? Очевидно, например, что в монологе Чацкого «Ну вот и день прошел…» элегический модус и образность элегии становятся средством универсализации переживания героя, вызванного конкретными обстоятельствами в ходе развития драматического действия. В случае с другими персонажами и другими ситуациями элегика имеет такое же значение, или появление элегических «красок» может создавать и другой смысловой эффект? 2. Влияют ли на характер функционирования элегики стилистические контрасты, столкновение разных поэтических стилей — частый прием в комедии? Так, например, в сцене свидания Софьи с Молчалиным В. Д. Павлова обнаруживает модель элегической ситуации, причем в эту ситуацию органично включается Лиза — она «выполняет роль амура» (с. 48–50). Между тем в репликах Софьи и Лизы сталкиваются две стилистические линии: Софья говорит языком любовной поэзии, а Лиза — языком «здравого смысла» (почти что крыловским басенным языком): «Твердила я: в любви не будет в этой прока». Как сказывается использование этого стилистического приема на общем «элегическом» характере этой сцены? 3. Специальный раздел работы, озаглавленный «Жанр элегии к 1820-м гг.», посвящен вопросу об отношении современников Грибоедова к элегической поэзии (здесь упоминается и полемика, спровоцированная известной статьей Кюхельбекера). Представляется ли возможным охарактеризовать литературную позицию самого Грибоедова, его отношение к элегии и поэтам-элегикам? В своей работе В. Д. Павлова продемонстрировала уверенное владение основными практическими навыками и знаниями, соответствующими квалификации бакалавра филологии (поиск, анализ и систематизация научных источников, анализ художественного текста при помощи различных методов, понимание закономерностей русского литературного процесса первой половины XIX века). Работа безупречна в отношении оформления и стиля изложения. Дипломное сочинение является полностью самостоятельным исследованием. Работа В. Д. Павловой «Элегика в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”» удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам бакалавра филологии, и, безусловно, заслуживает самой высокой оценки. 7 июня 2018 г. Е. А. Филонов