Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Сказки с «плохим концом»: композиционные особенности, сюжетный тип и речевая стратегия Виктории Андреевны Краутман (основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 45.03.01 «Филология») Тема выпускной квалификационной работы Виктории Андреевны Краутман «выросла» из ее полевого опыта. В ходе выездной фольклорной практики в Мезенский район Архангельской области Виктории Андреевне удалось записать исполнение нескольких сказок. При подготовке к публикации данных текстов студентка атрибутировала сюжетные типы записанных сказок и сравнила с хранящимися в Фольклорном архиве СПбГУ вариантами. Оказалось, что варианты этих сюжетов заканчивались очень по-разному: в одних главный герой погибал, а в других, наоборот, жил «долго и счастливо». Из небольшого наблюдения в ходе тщательной и квалифицированной текстологической подготовки собственных полевых материалов появилась тема данной работы. Оказалось, что специальных работ о сказках «с плохим концом» в отечественной фольклористике не существует. И вообще эти сказки находятся в тени тотально распространенного стереотипа о сказке как об истории с априори счастливым концом. Для описания феномена сказки «с плохим концом» Виктории Андреевне пришлось последовательно решать несколько задач, выраставших одна из другой и усложнявшихся при ближайшем рассмотрении. Прежде всего студентке пришлось найти истоки распространения представления о сказке как об однозначно счастливой истории. Проследив изменение дискурса о сказке в критической, научной и педагогической литературе, Виктория Андреевна обнаружила те ключевые моменты, в которые сказка из устного фольклорного жанра, рассказываемого отнюдь не только детям, превратилась в жанр чтения, адресованный исключительно детям и отредактированный с целью защитить детскую психику от страшной сказочной реальности. Апофеозом процесса метаморфозы сказки стала недавняя законодательная инициатива Государственной Думы России, в соответствии с которой, маркировка продукции для детей позволяет адресовать детям вплоть до 12 лет только «счастливые истории». Тем более интересно, что «законодательное сито» допускает чтение детям сказок из «золотого стандарта» вроде «Колобка» и «Теремка», заканчивающиеся отнюдь не предписанной победой добра над злом. Предпринятый студенткой вдумчивый анализ литературы более, чем за 150 лет гуманитарной рефлексии над фольклорными и псевдо-фольклорными сказками, мог бы стать сам по себе полноценной дипломной работой. Виктория Андреевна, однако, не остановилась на решении первой задачи. Прежде всего она выбрала объект и предмет исследования, и обосновала свое определение сказок по типу их окончания. Далее, руководствуясь рабочим определением, из сказочной коллекции ФА СПбГУ и двух сказочных классических собраний (Ончукова и Никифорова) исследовательница создала корпус текста для дальнейшего анализа. Отбор материала, работа с источниками, качество атрибуции жанров и сюжетных типов показали овладение Викторией Андреевной высокими профессиональными стандартами. Выводы, к которым пришла студентка в результате проделанной работы, выглядят абсолютно фундированными. Впервые в отечественной фольклористике были сделаны наблюдения над жанровыми конвенциями сказочных нарративов по типам разрешения сюжетной коллизии. Вторая глава является самостоятельным и тщательным научным трудом моей младшей коллеги. И третья задача, которую решала Виктория Андреевна в третьей главе, возникла из выводов главы предыдущей. Исследователь заметила, что кумулятивные и «трикстерские» сказки имеют существенную жанровую особенность – именно они могут варьировать «позитивный» или «негативный» финал сюжета. Виктория Андреевна решила проверить гипотезу о речевых стратегиях сказочника как о решающем факторе выбора того или иного типа финала. Исследователь обосновала свою методологию теоретическими работами отечественных и зарубежных социолингвистов, фольклористов, психологов. Нужно отметить, что именно эта глава продемонстрировала научный рост студентки. Она не просто ставила себе остроумные и оригинальные задачи, но и решала их самостоятельно и оригинально. На нескольких примерах, Виктория Андреевна убедительно и красиво показала, как именно сказочники достигают своих коммуникативных целей при помощи рассказывания сказок и выбора того или иного финала сказочной истории. Полагаю, что выпускная квалификационная работа Виктории Андреевны Краутман является самостоятельным, оригинальным и перспективным исследованием, открывающим новые горизонты в такой огромной области, как сказковедение. Полагаю, что такого рода научные достижения не часто случаются в бакалаврских работах, поэтому полагаю, что работа вполне достойна быть опубликованной. Доцент кафедры истории русской литературы Филологического факультета СПбГУ, к.ф.н. И.С. Веселова