Рецензия на ВКР Жильцовой Полины Валерьевны «Мотив судьбы в сюжете романа И. А. Гончарова “Обрыв”» Выпускная квалификационная работа П. В. Жильцовой посвящена анализу мотива судьбы в последнем романе Гончарова «Обрыв». Представленный к защите текст полностью соответствует заявленной автором теме: в центе исследования оказывается мотив судьбы, как совокупность событий и обстоятельств, предопределяющих жизнь человека. Несмотря на сложность сюжетной линии романа, этот мотив в работе П. В. Жильцовой не только не теряется в гуще встающей параллельно проблематики, но всегда остается главным синтезирующим предметом, на которое направлено внимание. В данной связи мне представляется крайне удачным просто и логично составленный план работы, который еще до ее прочтения дает представление о том пути, по которому предстоит пройти П. В. Жильцовой и который, помогает ей самой (а заодно и читателю) раскрыть поставленную ею проблематику. Из плана вытекает содержание исследования, он помогает следить за развитием мысли, доводя в финале мысль до закономерно вытекающих из работы выводов. Гончаров, как показывает П. В. Жильцова, строит роман так, что каждый, из главных героев получает возможность испытать на себе истинную сущность судьбы, как бы проверить свои знания о ней и измениться в процессе этих испытаний. Мы получаем представление о том, какую роль в сюжетных линиях романа играет мотив судьбы, как судьба осмысливается героями, как она раскрывает специфику внутреннего их мира, и, наконец, как она становится их уникальным признаком. В центре внимания оказываются герои, имеющие, по мнению П. В. Жильцовой, собственные представления о судьбе, герои, которые, соединяются и сопоставляются, выстраивая собою своеобразные психологические параллели. Особое внимание уделено параллелям: Татьяна Марковна и Вера, Леонтий Козлов и Борис Райский. П. В. Жильцова доказывает, что сюжет выстраивается таким образом, что каждый из этих героев попадает в ситуацию, дающую ему возможность пережить на себе свое преставление о судьбе или изменить его в результате встречи с потрясшими его событиями. Обусловленная задачами и методом исследования структура работы предстает стройной и ясной. Заявленная П. В. Жильцовой тема оказывается раскрытой во всей ее глубине. В ходе анализа исследовательница использует обширный объем серьезной научной литературы, отобранной, на мой взгляд, с большим вкусом и пониманием. В большинстве этих работ главные для нее понятия концепты «мотив» и «судьба» подвергается анализу в применении к текстам других литературных произведений. Предшественники П. В. Жильцовой в этом вопросе явно служили ей опорой, помогая раскрыть специфику и оригинальность художественной мысли Гончарова в его последнем романе. Автор не просто опирается на работы о судьбе в литературе, но тщательно отбирает те, которые совпадают с ходом ее мысли, откладывая в сторону оказавшиеся для нее нерелевантными. Важную роль играет в работе П. В. Жильцовой мифологический подтекст, который несомненно был важен для Гончарова при решении его задач. В компактном заключении автор подводит итог своих разысканий, еще раз подчеркивая логику писателя, для которого мотив судьбы в романе «Обрыв» явился едва ли не центральным. Хочется отметить культуру оформления работы, безукоризненность ссылок и составленной библиографии. На мой взгляд, работа П. В. Жильцовой представляет собой вполне зрелое исследование, написанное внятным, культурным языком, и несомненно заслуживает положительной оценки.