РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ ___Драничниковой Юноны Сергеевны по теме _Шекспировский текст Ю. Домбровского: поэтика и контекст цикла «Смуглая леди» Работа Ю. С. Драчниковой состоит из введения, четырех глав и заключения. Введение предельно краткое, но достаточно содержательное. В нем хотя и отсутствует прямая формулировка целей и задач выпускной квалификационной работы, но довольно внятно сказано главное: в фокусе внимания большинства исследователей творчества Ю. Домбровского чаще всего оказывается знаменитая дилогия о хранителе древности и о факультете ненужных вещей, между тем к тестам, посвященным шекспировской теме, мало кто обращается, и этот дефект необходимо по возможности устранить. Итак, актуальность и научная новизна работы обусловлены прежде всего обращением к «шекспировскому тексту» Ю. Домбровского. Первая глава работы являет собой краткий пересказ основных этапов творческой биографии Ю. Домбровского. Во второй главе речь идет об истории создания Домбровским цикла произведений о Шекспире. Некоторые сомнения вызывает третья глава – точнее говоря, правомерность ее выделения в качестве отдельного раздела выпускной квалификационной работы. Ее заглавие: «Шекспировский текст русской литературы второй половины ХХ века» -- обещает читателю то, чего в ней, увы, не обнаруживается. А не обнаруживается в двухстраничной главе как раз ожидаемого анализа тех отечественных произведений указанного периода, которые содержат мотивы и образы, заимствованные из художественного мира В. Шекспира. Четвертая глава исследования, во всех отношениях ключевая и самая большая по объему, посвящена рассмотрению жанрового своеобразия и поэтики «шекспировского» цикла Ю. Домбровского. Развернутый в этой главе анализ смысловой структуры и образной системы цикла новелл о Шекспире представляется в достаточной мере квалифицированным и в целом соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам бакалавриата. Несомненным достоинством работы является использование уникальных материалов личного фонда Ю. Домбровского, впервые вводимых в научный оборот. Недостаток работы состоит в том, что, несмотря на все усилия Ю. С. Драчниковой, шекспировский текст фактически оказывается у нее изолированным от контекста творчества Домбровского. Между тем в рассматриваемых новеллах без труда обнаруживаются инвариантные для дискурса писателя мотивы и ситуации, которые обусловлены его специфической художественной философией. Центральная коллизия шекспировского цикла (как справедливо подчеркивает Ю. С. Драчникова, писатель «пытается понять связь между Шекспиром-человеком, пьяницей, скандалистом, неудавшимся мужем, дебоширом, и Шекспиром-гением, создателем великих пьес»), кроме всего прочего, отмечена печатью исповедального автобиографизма. В целом же, однако, подводя итоги, можно констатировать, что тема, заявленная в работе, раскрыта, имеется обоснованная задачами структура ВКР, отражены актуальные проблемы теоретического и практического характера, использована современная научная литература, дано развернутое обоснование выводов. Работа, несмотря на вышеупомянутый недостаток, заслуживает положительной оценки. Профессор кафедры истории русской литературы, д.ф.н. А. О. Большев