Отзыв на выпускную квалификационную работу Дворецкой Елизаветы Андреевны «Выражение молчания в романе Ф. Достоевского «Идиот» (лексический, грамматический, функциональный аспекты)» Завершая обучение на образовательной программе бакалавриата «Отечественная филология (Русский язык и литература)», Елизавета Андреевна Дворецкая написала выпускную квалификационную работу, тема которой, теоретическое основание, стремление к подлинно филологическому синтетизму в анализе, а также характерный, индивидуальный стиль изложения свидетельствуют о высоком уровне полученного автором образования. Елизавета Андреевна избрала в качестве объекта лингвистического изучения «феномен молчания» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Во-первых, она рассмотрела понимание данного феномена исследователями и для себя очень здраво решила, что предпочтительнее понимать молчание как коммуникативно обусловленный речевой акт; во-вторых, определилась с полезными для своего исследования положениями из фундаментального труда М.М. Бахтина, посвященного поэтике Достоевского; в-третьих, привлекла Статистический словарь языка Достоевского, подтверждающий маркирующую идиостиль писателя частотность употребления соответствующей лексической единицы. Оговорив все необходимые условия: 334 контекста описаний ситуации молчания получены методом сплошной выборки, привлекается только повествовательная речь, ситуации естественного молчания, хезитации не рассматриваются, – Елизавета Андреевна в трех главах работы развернула лингвистический анализ, по мере необходимости привлекая анализ поэтики романа. В главе II-ой Елизавета проанализировала лексико-семантические средства описания ситуации молчания; синтаксическую организацию данных контекстов (глава III); возможные выполняемые молчанием функции (глава IV). Работа производит самое благоприятное впечатление. Ее интересно читать. Не обнаружив существенных погрешностей в написанной с явной заинтересованностью работе, предложим автору рекомендации. Несомненно, в семантическом поле молчания требует отдельного анализа смысловое различение употребления лексических единиц «молчать» и «не говорить», «не отвечать». Требуют более точного объяснения стратегическая и риторическая функции молчания (с. 50–51). Пример с генералом (с. 53) следует, видимо, отнести к эмотивной функции, не к оценочной. Очень хорошо, что прокомментировано молчание Мышкина и Рогожина в последнем эпизоде романа. Требует отдельного разговора анализ молчания в речевой характеристике этих героев: «интересно, что молчат в романе больше всего именно Мышкин (93 контекста) и Рогожин (37 контекстов)» (с. 59). Известна ли автору работа М.В. Михайловой «Эстетика молчания: Молчание как апофатическая форма духовного опыта» (2011)? Безусловно, поставленная автором цель достигнута. В Заключении содержатся основные выводы исследования, которые вытекают из анализа материала. Список литературы хорошо организован. Приложения в данной работе полезны. Сформулированные вопросы не влияют на очень благоприятное впечатление от представленной к защите выпускной квалификационной работы Елизаветы Андреевны Дворецкой «Выражение молчания в романе Ф. Достоевского «Идиот» (лексический, грамматический, функциональный аспекты)», которая полностью соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и заслуживает положительной оценки. доцент кафедры русского языка Митрофанова И.А. 10.06.2018 г.