РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Бебко Татьяны Александровны по теме «Эффективность подготовки школьников старших классов к государственной итоговой аттестации при использовании программы Standardized English Language Tests (SELT): статистический анализ» Выпускная квалификационная работа Бебко Татьяны Александровны посвящена проблеме эффективности подготовки учащихся старших классов к экзаменационным испытаниям по английскому языку в форме тестов с использованием многоступенчатой программы обучения и тестирования SELT. Содержание исследования соответствует заявленной теме. Тема полностью раскрыта. Структура работы обоснована её целями и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, списка словарей и приложения, демонстрирующего коэффициент трудности вопросов теста ОГЭ, ЕГЭ и SELT4,7. Автором проанализированы отечественные и зарубежные источники, а также электронные ресурсы по проблематике исследования, обоснована целесообразность применения программы SELT для подготовки школьников к ГИА. Актуальность темы обусловлена тем, что автор предлагает обратиться к тестам не только как самой эффективной форме контроля и оценки результатов усвоения иностранного языка, но и как важной составляющей части всего образовательного процесса, в ходе которого тесты выполняют также обучающую функцию. Это, безусловно, принадлежит к преимуществам работы, поскольку её положения реализуются на стыке методики, педагогики, психологии и лингводидактики К достоинствам данной работы относится также анализ основного и единого государственного экзамена с позиций нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного подходов оценки и контроля знаний, умений, навыков. Автор убеждён, что для повышения качества обучения необходимо проводить диагностический анализ результатов тестирования, что позволяет преподавателям видеть наличный уровень сформированности иноязычных навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Это даёт возможность иметь полное представление о том, насколько готовы школьники к сдаче государственных экзаменов. Программа Standardized English Tests, которую автор подробно описывает в своей работе, даёт преподавателю возможность в виде тестов дополнительно готовить школьников к испытаниям. В целом работа выполнена на достаточно высоком уровне, но, тем не менее, хочется отметить некоторые вопросы, которые не снижают выше названные достоинства, а скорее всего, носят характер дискуссии. 1. Заявленная в работе цель « определение эффективности подготовки школьников старших классов к ГИА с использованием многоступенчатой программы обучения и тестирования SELT» практически совпадает по своей формулировке с предметом исследования «эффективность подготовки учащихся к ГИА с использованием программы обучения и тестирования SELT». В этой связи, хотелось бы узнать, что автор имеет в виду под «определением эффективности» и критериями её определения. 2. Работа носит в целом описательный характер и представляет собой серьёзное статистическо-аналитическое произведение из области тестологии. Представленные выводы содержательны и обоснованы. Они были бы более убедительны, если бы Татьяна Александровна показала богатый обучающий потенциал тестовых заданий, о котором она заявляла. А рекомендации по их использованию могли бы быть вкладом в теорию и практику методического обеспечения учебного процесса. 3. В работе упоминается также о «психологической адаптации содержания тестов и заданий по возрастному принципу», которая способствует более эффективной и качественной подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. Нам представляется логичным, чтобы данное положение получило более широкое объяснение с точки зрения психолого-педагогической характеристики старшей возрастной группы школьников. К положительной стороне данной работы относятся также логичность в изложении материала, доступность и наглядность таблиц, научный стиль и язык. Представленное на рецензию исследование отвечает требованиям, предъявляемым к подобным работам, и заслуживает высокой оценки. «31» мая 2018 г. к.п.н., доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики СПбГУ Т.В.Мальцева