Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Авдяковой Алины Александровны «Женские образы в творчестве В.О. Пелевина» Выпускная квалификационная работа А. А. Авдяковой посвящена рассмотрению женских образов (иначе говоря, женских персонажей) в прозе В. О. Пелевина. Довольно часто в центре произведений Пелевина стоит герой-мужчина. Омон Ра, граф Т, Чапаев и другие персонажи будут тому примерами. Учитывая тот факт, что пелевинский герой представляет собой субъекта особого типа, субъекта, которому открывается странная/страшная сущность мира, то задача рассмотреть героинь – главных или второстепенных – представляется достаточно интересной. Равна ли в пелевинской вселенной героиня герою? Разные ли у них функции? По-разному ли они охарактеризованы в тексте? Это задача для большого исследования, и выпускная квалификационная работа А. А. Авдяковой – первый шаг в этом направлении. Так как в рамках бакалаврского исследования довольно сложно было бы проанализировать весь пласт литературного творчества В. О. Пелевина, материалом работы послужило несколько репрезентативных текстов: роман «Священная книга оборотня», в котором героиня – субъект речи, действия и оценки; роман «S.N.U.F.F», в котором главный женский образ подан исключительно с внешней позиции; новый роман «iPhuck10», в котором представлена и внутренняя точка зрения героини, и внешний взгляд на нее. К этому смешанному типу примыкают также два рассказа «Ника» и «Акико». А. А. Авдякова один за другим анализирует, как репрезентированы героини выбранных текстов (имя, портрет, фразеология); как вокруг этих персонажей строится повествование (проблема точки зрения); как героини взаимодействуют с другими персонажами текста; как помещение этих героинь в центр повествования влияет на появление интертекстуальных и мифопоэтических связей. На основе проделанного А. А. Авдяковой анализа можно с уверенностью сделать вывод о том, что женские образы важны для художественной системы В. О. Пелевина. Как и мужских персонажей, героинь он рисует по-разному и наделяет важными сюжетными функциями. Работа показывает, что дальнейшее изучение женских образов в прозе Пелевина и сопоставление женских и мужских персонажей в текстах этого автора может быть перспективным и интересным. Научный руководитель не может не отметить старательность А. А. Авдяковой, её искреннюю заинтересованность в теме исследования, способность самостоятельно работать с научным и художественным материалом. Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры истории русской литературы СПбГУ Ксения Сергеевна Оверина