РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Полежаевой Надежды Михайловны по теме «Живописный “детский стиль” и его влияние на художественную культуру Китая» Рецензируемая выпускная квалификационная работа представляет глубокий анализ образов детей в художественной культуре Китая, в живописном искусстве и других сферах творческой деятельности. Актуальность темы заключена в исследовании образа ребенка в широком духовно-эстетическом контексте, который включает религиозно-философские, социально-психологические, историко-политические и художественные аспекты. По сути, в работе отражена китайская «космогония», взаимодействия Слова и Образа, метафорического и реалистического языка культуры. Научная новизна заключается в том, что Н. М. Полежаева обратилась к глубинным архетипам, символической палитре детства и «образа ребенка», отражающих комплекс национальных представлений о благе, добре и истине. На основе семантики и художественных трактовок показала палитру смыслов как в светском (живопись, декоративно-прикладное творчество), так и в религиозно- культовом (буддийском, даосском) искусстве. При этом автор демонстрирует и синтетическое и аналитическое видение. Научно-теоретическая модель развивается в анализе «универсального» и «уникального», традиционного и современного – генезиса детских образов, представленных от первобытного, неолитического периода до трансформации в историко-политической реальности XX века, представленного в художественной культуре Китая на примерах изобразительного, агитационного искусства, в декоре изделий массового спроса ( поздравительные открытки) и в сувенирной продукции. Исследуя сакральную символику «детского стиля», Н.М.Полежаева постигает дух нации, ее национальную идентичность. Важность этого подхода обусловлена тем, что на культуру Китая воздействовали многие факторы: религиозные течения, этнопсихологические особенности разных народностей на территории Китая, проникновение западных культур. Выбранный историко-художественный метод является плодотворным для комплексного познания детства, его философии в изобразительном искусстве и мировоззренческих парадигмах Китая. Научные цель и задачи исследования четко сформулированы (с. 4-5), что определило логику и структуру диссертации. В Главе 1 «Осмысление образа “ребенка” в древнейших китайских верованиях» (с. 9-19) прослеживаются религиозно-мифологические особенности образов детей, начиная с архаики (с.9-10). Автор подробно останавливается на характере отношения к детям (преимущественно мальчикам) в конфуцианстве, специфике религиозно-художественных и магических трактовок в погребальном искусстве, связанном с почитанием предков (с. 11-13). Наиболее значимыми с научной точки представляет анализ семантико-смыслового содержания образа ребенка в китайско-буддийских религиозных представлениях. Речь идет об оформлении буддийских стел и стенописях из пещерного монастыря Могао (с. 13-16). Особую значимость и научную новизну представляют выводы, связанные с открытием культурных связей Китая с Византией. На основе изучения трудов европейских специалистов раскрывается историю происхождение «пухлого младенца», сопряженного с буддийскими представлениями о Рае (Чистая земля) и христианской иконографией « пути», проникающего в Китай в V-VI вв. в результате контактов по маршруту Великого Шелкового пути. Как показывает исследование, трансформация «пухлого младенца» вбирает даосские религиозные представления, традиционные для китайского мировоззрения – культ плодородия, пожелания счастливого брака, многочисленного потомства (с. 17-19). Например, традиционная китайская композиция «ребенок с лотосом». В Главе 2 «Генезис живописного “детского стиля” и его место в художественном творчестве эпохи Сун» (с. 20-28) раскрывается духовно-эстетическая программа, психологические и тематико-символические особенности образов; анализируются ранние живописные изображения детей с IVв. (с. 20-22) и творчество ведущих мастеров. Делается вывод, что идейным фундаментом живописного «детского стиля» являются семейные ценности и жанрово-бытовые картины повседневности вне значимости социального статуса (с.28). Главы 3 «Влияние “детского стиля” на художественное творчество эпох Мин, Цин и первой половины ХХ в.» (с.29-49) раскрывает широкий жанрово-тематический и временной диапазон. Автор прослеживает особенности «детского стиля» в эпоху Мин (1368-1644), влияние идейно-политических факторов (с. 29-30); анализирует наиболее характерные композиции жанра «популярной картине» (с. 33-34) и орнаментики различных изделий (с. 34-39). Центральным является сюжет-метафора «сто сыновей», отражающий национальный этический идеал, вошедшей в арсенал китайской системы благопожелательного характера. В заключительном параграфе анализируются творчество прославленных китайских художников конца XIX– начала ХХ вв., таких как, Жэнь Бо-нянь (с. 41-42) и Сюй Бэй-хун (с. 44-45). Таким образом, содержание выпускной квалификационной работы полностью соответствует заявленной в названии темы и отвечает специальности «Культурология». Собранный и проанализированный автором материал систематизирован, выводы аргументированы и отвечают поставленным задачам. Теоретическая новизна и аргументация обеспечены обращением к фундаментальным источникам и широкой эмпирической базе, куда вошли труды на русском, европейском и китайском языках, археологические материалы, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Необходимо отметить, что Н. М. Полежаева использует современную литературу по теме, знакома с достижениями отечественной и европейской науки в области политической истории и культуры Китая. Работа выполнена на хорошем научном языке. Рецензируемая работа имеет теоретическое значение: её основные положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении традиционной и современной художественной культуры Китая. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что фактический материал может быть использован при разработке лекционных курсов и семинаров по истории художественной культуры и искусства Китая, стран Дальнего Востока и мировой художественной культуры. Для дальнейшего развития темы необходимо высказать ряд замечаний и пожеланий: 1. Автор мог бы расширить жанрово-тематическую и семантическую палитру исследования, обращаясь к образам китайской мифологии, религиозным представлениям, связанным с иконографией божественных персонажей, теме пороков и добродетелей 2. Для более глубинного понимания религиозно-эстетических основ «детского стиля» можно обратиться к семантике костюма, языку прически как отражение «малой архитектуры» китайского мироздания; уделить внимание живописно-пластическим, ритмическим и пространственно-временным построениям, раскрывающим принципы китайской гармонии и иерархии. В целом указанные замечания не снижают положительного впечатления от выпускной квалификационной работы Надежды Михайловны Полежаевой «Живописный “детский стиль” и его влияние на художественную культуру Китая», выполненной на высоком научном уровне. Данное исследование является самостоятельным и творческим, обладающим научно-практической и теоретической значимостью, соответствует требованиям ВКР. Оно может быть представлено к защите, и заслуживать высокой положительной оценки. Доктор культурологии, профессор 17.05. 2018. кафедры музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета М.Н. Цветаева