Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Юлии Александровны Новиковой по теме: Сравнительный анализ методов презентации историко-художественного наследия Китая на примерах Государственного Эрмитажа и Государственного музея истории Актуальность дипломной выпускной работы Ю.А.Новиковой обусловлена широким и все возрастающим политико-экономическим, культурно-историческим и социогуманитарном взаимодействием России и Китая. Это сотрудничество имеют долгую историю и традиции. На современном этапе заметно возрастает интерес к культуре Востока, к глубинному познанию и диалогу с «Другим», изучению его на онтологическом и духовно-эстетическом уровне. При этом в эпоху глобализации и информационных технологий возрастает интерес к пониманию и созерцанию материального наследия Китая не только отражающего художественно-стилистические и образно-технологические особенности музейного предмета, но и дух народа, его историю и культуру, среду обитания и национальную идентичность в нем заключенную. Изучение историко-художественного наследия Китая в музеях Санкт-Петербурга невозможно вне междисциплинарного подхода, что демонстрирует выпускная работа Ю.А.Новиковой. Структура работы состоит из Введения, двух глав и пяти параграфов, Заключения, списка литературы и трех Приложений. Объект и предмет исследования, цели, задачи и методология в целом отражают научно-теоретические обоснования данной работы. Методология представляет культурологические и музееведческие подходы, историко-сравнительный анализ, систему синтеза и обобщения. Для достижения поставленной цели – анализа методов экспонирования историко-художественного наследия Китая в Государственном Эрмитаже и Государственном музее истории религии был изучен широкий спектр источников (53 наименования), раскрывающий современные подходы и достижения науки по многогранному изучению наследия Китая в культуре России; раскрыт генезис коллекционирования, типология предметов и жанровые области, вызывающие особый интерес, такие как живопись, скульптура, ДПИ, философские труды, костюм, театр, ритуальные практики. Была изучена специфика восприятия искусства и проанализирована музейная экспозиционно-выставочная деятельность в ГЭ и ГМИР. Необходимо подчеркнуть, что анализ экспозиционных методов невозможен без изучения символического языка, мифопоэтики и космогонии Китая, его религиозно-этических и сакральных представлений, связи повседневно-бытового с ритуальной и церемониальной практикой. В первой главе «Историко-художественное наследие Китая в культуре России» был рассмотрен длительный исторический процесс зарождения культурных связей между Россией и Китаем с XVII-XXI; особенности философско-религиозного мировосприятия, отличного от христианского, – конфуцианства, даосизма и буддизма в их влиянии на становление традиционных для Китая жанров искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, презентации свитков. Сведения были обобщены и представлены в таблице. Убедительно показана важность религиозно-философской сферы для проектирования музейной экспозиции, что восприятие искусства Китая, как и всего Востока, зависит от познания духовно-эстетических особенностей культуры. Во второй главе «Сравнительный анализ постоянных экспозиций Государственного музея истории религии и Государственного Эрмитажа» были исследованы особенности экспозиционной деятельности ГМИР и ГЭ. Сделаны выводы, что методы презентации историко-художественного наследия Китая в Государственном музее истории религии в большей степени соответствует современным тенденциям комплексного подхода, органическому соединению духовно-эстетического и историко-культурного контекста, в рамках которого экспонируются музейные предметы. В восприятии китайской культуры необходим синтез информационного подхода и когнитивно-эмоциональной среды как важнейшего метода. В параграфе 2.3. «Специфика презентации искусства и культуры Китая в Государственном Эрмитаже» анализируется опыт Государственного Эрмитажа в области экспонирования искусства и культуры Китая. Ю.А.Новикова делает вывод, что специфика художественного музея, как и статус самого здания (Зимний дворец), обуславливают сложность методов презентации историко-художественного наследия разных культур, накладывают определенные ограничения на специфику экспозиционных решений, например, снижение возможностей музейного дизайна при проектировании экспозиционно-выставочных пространств. Исследованы причины, разрушающие комплексное восприятие китайского искусства, органическую связь предмета и историко-художественной среды обитания. Речь идет о необходимости совершенствования концепции реэкспозиции. Таким образом, с помощью выводов по главам, приложений, логики и структуры изложения дипломант достигает цели – провести сравнительный анализ в указанных музеях, раскрыть специфику музейного профиля и методы презентации наследия Китая. На основании исследования теоретической и эмпирической базы, материальных предметов и литературы в области искусствоведения, культурологии, философии и религии, делается вывод, что для целостного восприятия и презентации культовых предметов в рамках музейного пространства знание религиозных течений является связующим элементом между для культурой и искусством, историко-художественным и духовно-эстетическим наследием Китая. Таким образом, содержание работы соответствует заявленной теме, целям и задачам, раскрывает ее на основе структуры глав и параграфов. Используемые источники отражают современные достижения и подходы изучения и презентации культуры Китая. Выводы дипломной работы обоснованы и логичны. Текст написан грамотно, логически обоснован. В целом, несмотря на то, что исследование может быть дополнено специальными источниками по вопросам экспонирования и музейного дизайна, музееведческой теорией, изучением историко-художественного наследия Китая и его интерпретации в более широком спектре отечественных и зарубежных музеев, выпускная дипломная работа Ю.А Новиковой может быть представлена к защите и заслуживать высокой положительной оценки. Доктор культурологи, профессор кафедры Музейного дела и охраны памятников М.Н.Цветаева 29. 05. 2018.