РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Новиковой Юлии Александровны по теме «Сравнительный анализ методов презентации историко-художественного наследия Китая на примерах Государственного Эрмитажа и Государственного Музея Истории Религий». Научная актуальность рецензируемой выпускной квалификационной работы определяется насущной необходимостью осмысления имеющегося на сегодняшний день опыта экспонирования вещей, репрезентирующих историю культуры и художественное наследие Китая. Бурно возрастающее и крепнущее политическое и культурное (в самом широком смысле этого слова) взаимодействие между РФ и КНР вызывает, естественно, все больший интерес ко всем традициям и аспектам духовной жизни Китая, включая их историческую ретроспективу. Новизна работы заключается в попытке выявить и проанализировать концепции выставочной деятельности, на которых базируются постоянные экспозиции, посвященные Китаю, в ГЭ и ГМИР. Цель и задачи исследования внятно сформулированы и отвечают заявленной теме. Структура работы соответствует поставленным задачам, способствует их успешному решению, а также обеспечивает логичность научного повествования. Методологическая база включает в себя культурологические и музееведческие подходы, историко-сравнительный анализ, систему синтеза и обобщения. Источниковую базу составляют авторитетные научные работы (53 публикации, включая электронные ресурсы). Библиографический обзор, данный во Введении, и библиографические сноски в основном корпусе работы не оставляют сомнений в том, что все указанные в Списке литературы источники тщательно проанализированы. Это обеспечило прочность доказательной базы и широту познаний автора в истории и особенностях функционирования разбираемых музейных коллекций. Кроме того, Ю. А. Новикова обращается к основам традиционной духовной культуры и искусства Китая, что представляется полностью оправданным в контексте анализа концепций выставок. Сделанные автором промежуточные (по ходу научного повествования) и заключительные Выводы (Заключение) хорошо аргументированы и соответствуют заявленным задачам исследования. Основные особенности системы китайского мировоззрения, китайского живописного творчества и декоративно-прикладного искусства, равно, как и история восприятия культуры Китая в России и создание музейных коллекций воспроизведены в целом адекватно. Однако, во-первых, автор фактически упускает китайскую натурфилософию, оказавшую ключевое влияние на восприятие китайцами окружающего мира, места человека в системе мироздания и, отсюда, на осмысление художественного творчества. Во-вторых, Ю. А. Новикова допускает ряд неточностей в характеристиках китайского искусства. Так, горизонтальные живописные свитки включает в себя не только «ручные», предназначенные для индивидуального просмотра, но и настенные, которые экспонировались наравне с живописными произведениями вертикального формата. Ни слова не говорится и о таком важном компоненте китайского живописного свитка, как его оформительская часть, которая всегда играла важную роль в традиционном китайском экспонировании. В-третьих, хотелось бы посоветовать автору использовать более современные научные и словарно-энциклопедические издания по истории культуры и искусства Китая, чем монография Л. С. Васильева, созданная на самом деле в конце 1960-х гг. А именно: шеститомное издание «Духовная культура Китая», в составе которого есть и специальный том (т.6, 2010 г.), посвященный искусству Китая; фундаментальный труд В. Г. Белозоревой «Традиционное искусство Китая. Т. 1 (М., 2016), монографии и публикации М. А. Неглинской, посвященные, в том числе, коллекциям китайских вещей и их экспозициям в Музее Народов Востока. Удивляет, что автор не использовала (судя по Списку литературы) публикации (включая каталоги выставок) сотрудников Отдела Востока ГЭ – Т. Б. Араповой, М. Н. Меньшиковой, М. П. Рудовой (Пчелиной), Н. Г. Пчелина, К. Ф. Самосюк, которые бы, вне всяких сомнений, существенно помогли бы Ю. А. Новиковой ориентироваться в концепциях организаторов выставок. Хотя не могу не признать справедливость упреков, высказанных автором, по поводу текущего состоянии китайской экспозиции в ГЭ. Высказанные замечания ни в коем случае не влияют на общее положительное впечатление от рецензируемого сочинения. Есть все основания утверждать, что выпускная квалификационная работа Новиковой Юлии Александровны по теме «Сравнительный анализ методов презентации историко-художественного наследия Китая на примерах Государственного Эрмитажа и Государственного Музея Истории Религий» полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к студенческим сочинениям данного класса и заслуживает высокой положительной оценки. М. Е. Кравцова Доктор филологических наук, профессор, Профессор кафедры философии и культурологии Востока СПб ГУ 3.06.2018