ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ _____Машук Анны Константиновны____ по теме «Исламская категория «халал» в индустрии современной моды» ВКР А.М.Машук «Исламская категория «халал» в индустрии современной моды» затрагивает крайне интересную тему на стыке культурологии, социологии и религиоведения, объединяющую теоретическую ценность и практическую актуальность. На сегодняшний день не нуждается в доказательствах тот факт, что мода — это один из важнейших социальных феноменов, играющий весьма заметную роль в организации общественной жизни. Мода выполняет в обществе ряд важных функций, отражает общественные ценности, имеет связь с идеологией и социальным устройством и в этих своих качествах представляет собой крайне увлекательный и значимый объект исследования. Предметом же его в данном случае стала связь мусульманских предписаний, касающихся одежды, и современной модной индустрии. Автор ВКР проявил живой интерес к теме. Было обработано достаточно большое количество источников. Стоит заметить, что в общую теоретическую часть не были включены работы Р.Барта и Ж.Бодрийяра, хотя они были рекомендованы. Возможно, выявленный недостаток не слишком заметно влияет на качество исследования с практической точки зрения, особенно в связи с тем фактом, что ряд положений, содержащихся у этих исследователей, был прямо или опосредованно включен в другие работы, которые как раз удалось освоить. Однако для академического исследования это все же является существенным упущением ввиду большого авторитета упомянутых ученых в исследуемой области. Помимо того, что это помогло бы сделать теоретическую часть ВКР менее вторичной и более убедительной, работа с большим количеством базовых источников способствовала бы формированию более четкого, осмысленного видения автором исследуемых проблем в общественно-экономическом и культурном контексте. В первой главе выпускной квалификационной работы студентка приводит комплексное описание феномена моды как такового. Это действительно необходимая часть работы, т.к. далее в этой же главе проводится анализ общих функций моды применительно к моде мусульманской. В целом анализ выглядит достаточно убедительно, хотя можно было бы его частично дополнить. Во второй главе излагается, если выражаться в терминологии автора, история борьбы исламского феминизма с хиджабом, а также анализируется Коран и хадисы, содержащие сведения о нормах и предпочтениях в одежде. Прежде всего стоит отметить первый раздел: он написан очень подробно, содержит массу ценной информации и дает отличное представление обо всем спектре мнений относительно хиджаба. К сожалению, автор отдельно не отмечает, что все, что он говорит о феминизме на Ближнем Востоке, излагается преимущественно на материале, связанном с арабскими странами (особенно в исторической части обзора). Отсутствует информация о борьбе за права женщин в Турции, Иране, Пакистане. Это объясняется специализацией автора ВКР. С другой стороны, очевидно, что попытка дать более комплексное представление об истории женской эмансипации в мусульманском мире немедленно вывела бы объем работы за рамки требуемого. Что касается раздела, посвященного Корану и хадисам, при работе над ВКР автору было рекомендовано более подробно проанализировать хадисы, что позволило бы не получить более глубокое понимание того, какую роль они играют в современном исламском дискурсе, в частности, в том, что касается правил одежды. Однако эта рекомендация ввиду недостатка времени не была реализована. Наконец, очевидным упущением является то, что в изложении приводится недостаточно информации об оппонентах мусульманского феминизма. Позиция консервативных богословов, доводы сторонников салафизма могли бы привнести более ясное понимание того, в каком состоянии находится общественный дискурс по данной проблеме. В третьей главе раскрывается определение термина «халал», приводится объяснение различия понятий «исламская мода» и «скромная мусульманская мода». Помимо этого, приводится история становления мусульманской моды, которая довольно удачно иллюстрируется примерами из литературы («Дом Якобяна») и кино. Кроме того, автор приводит краткий сравнительный анализ российских брендов мусульманской одежды, отмечает среднюю стоимость вещи, какого рода товары можно приобрести и чем руководствовались основатели этих брендов, решая открыть магазин. Помимо этого, в третьей главе описываются и анализируются специальные коллекции для мусульманок от домов моды с мировым именем. Отметим, что все собранные здесь сведения еще не сведены воедино, и автор ВКР потратил много труда, чтобы сформировать для себя и читателя картину происходящего. Если обратиться к названию ВКР, станет ясно, что первая глава в большей степени носит вводно-теоретический характер, вторая — вводно-исторический, в третьей же описывается формирование и современное состояние феномена «скромной мусульманской моды». По идее третья часть должна была бы объединять теоретический материал первой главы и культурно-историческую канву второй, и автор делает такую попытку, но она получается недостаточно убедительной. Ощущается нехватка чего-то, что позволило бы связать воедино понимание моды как социального феномена и инструмента формирования общественной морали и исламских религиозно-этических представлений. Почти все необходимые составляющие имеются, но их синтез в должном виде отсутствует. А в результате целый ряд сведений, приведенных в главах 1 и 2, оказываются незадействованными. То же касается и заключения: автор приводит вполне валидные соображения, касающиеся проблем современных мусульманских женщин и роли одежды (моды) в их решении, но этим соображениям не хватает четкости, они недостаточно теоретически осмыслены. Подведем итоги. Содержание ВКР в основном соответствует заявленной теме, но раскрыта она не до конца. Это прослеживается и в недостаточном использовании научной литературы, и в заключении работы с его нечеткими выводами, и в тех местах ВКР, которые должны были бы быть, но не были написаны. С другой стороны, ВКР содержит сведения, имеющие опосредованную связь с темой. Структура исследования, обоснованная его задачами, имеется, хотя ее, как было указано выше, можно было бы улучшить и дополнить. Актуальность затрагиваемых в работе проблем теоретического и практического характера не вызывает ни малейших сомнений. Выводы обоснованы содержанием работы, но недостаточно развернуты. Работа содержит ряд иллюстраций (приложения №№1-21), которые позволяют наглядно представить, о чем идет речь в описаниях. Надо заметить, для работы подобной тематики приложения являются совершенно необходимыми, и их число можно было бы даже увеличить. К сожалению, в оформлении приложений проявлена некоторая небрежность: отсутствуют пояснительные надписи. Очевидно, по задумке автора, необходимые пояснения содержатся в тексте, где присутствует ссылка на соответствующее приложение, однако, на наш взгляд, это вряд ли избавляет от необходимости снабжать подписями иллюстрации, поскольку в результате наглядность их уменьшается, а чтение оказывается затруднено. Некоторые изображения носят повторяющийся характер. К положительным сторонам работы следует отнести комплексный подход автора, предпринятую им попытку осветить теоретические аспекты и наряду с этим дать историческую канву развития полемики вокруг хиджаба, а также большую работу по первичному сбору сведений о развитии феномена «скромной моды» в последние годы. По объему, оформлению и содержанию работа в целом удовлетворяет требованиям и может быть, несмотря на указанные недостатки, оценена положительно.