РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки очной формы обучения Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Магай Янины Андреевны по теме «Корпоративная социальная ответственность как имиджевый ресурс компании (на примере компании IKEA)» по специальности «Реклама и связи с общественностью». Актуальность темы исследования Я. А. Магай обусловлена необходимостью внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в российскую действительность. Преимущества социально ответственного поведения коммерческих организаций в настоящее время нуждаются в обстоятельном обосновании как для представителей отечественного бизнеса, так и для широкого круга потребителей товаров и услуг. Рецензируемая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы и четырех приложений. В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, функциями и компонентами феномена имиджа, теоретическими основами корпоративной социальной ответственности, а также спецификой политики КСО в Швеции. Материал данной главы изложен достаточно логично и последовательно. Аргументация Я. А. Магай вполне убедительна. Вторая глава исследования посвящена проблематике КСО компании IKEA. В частности, в ней рассмотрена корпоративная социальная ответственность как ресурс организации, представлена характеристика компании IKEA, приведен анализ результатов самостоятельно выполненного исследования. Материал главы содержит как значительный объем теоретического материала, так и (частично) эмпирического. Характеризуя недостатки рецензируемой работы, необходимо обратить внимание на следующее: 1) название второго параграфа главы 2 некорректно, IKEA является не субъектом, а объектом исследования; 2) формулировка гипотезы исследования (корпоративная социальная ответственность является актуальным и эффективным имиджевым ресурсом компании) непроблемна и неконкретна, следовало, например, указать, при каких условиях реализации составляющих корпоративная социальная ответственность становится таковой; 3) некоторые из приведенных автором рисунков требуют пояснений, например, в тексте не раскрыты цветовые различия на рисунке 4 (карта представленности магазинов IKEA в мире); 4) эмпирическое исследование невелико по объему (менее восьми страниц текста основной части работы). При этом специфика применявшихся исследовательских процедур описана недостаточным образом (например, непонятно, сколько было респондентов, каковы их социально-демографические характеристики, был ли опрос устным или письменным и т.д.), результаты исследований изложены подчас фрагментарно, поэтому и выводы автора не всегда выглядят обоснованными. Особые сомнения в этом плане вызывает качество проведения контент-анализа. 5) количество научных публикаций в списке литературы представляется недостаточным. Тем не менее следует констатировать, что рецензируемая работа соответствует основным требованиям, предъявляемым высшей школой к исследованиям подобного типа, обладает практической значимостью и заслуживает положительной оценки. 20.05.2018 Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ Горбатов Дмитрий Сергеевич