Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Лугамановой Раисы Радиковны на тему «Методы экспонирования современного искусства в художественном музее. Сравнение отечественного и зарубежного опыта»,основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 51.03.04. «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) Лугамановой Раисы Радиковны посвящена теме, актуальность которой не вызывает сомнений. Ситуация смены парадигм рубежа веков и первых десятилетий XXI века заложила основы серьезных трансформационных процессов, происходящих в различных культурных институтах, в том числе и в музее. Потребность в интеграции нового художественного опыта при необходимости сохранения уже накопленного культурного наследия поставили перед теоретической и практической музеологией и музейным делом непростую задачу объединения «старого» и «нового», классического и актуального. Одним из самых сложных уровней такой работы является методологический, исследование которого в рамках ВКР занималась Раиса Радиковна. В научном фокусе работы — методы экспонирования современного искусства. ВКР Лугамановой Раисы Радиковны состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Структура работы, содержание глав и параграфов, к сожалению, не позволили автору глубоко и качественно раскрыть тему и непротиворечиво решить все задачи и добиться искомой научной цели. В процессе подготовки и написания работы структура и общая логика повествования постоянно претерпевали изменения, динамика которых была ясна, к сожалению, только Раисе Радиковне. По итогу работа характеризуется большей фундаментальностью и обстоятельностью первой главы (представляющей исторический обзор и теоретические основы экспозиционных методов), постепенно сходящими на «нет» к третьей главе. Несмотря на то, что Раиса Радиковна посвящает своё исследование «[...] обоснованию сложившихся тенденций развития методов экспонирования на основе анализа исторического опыта и современной практики», методологический уровень работы, его стратегия и понятийный аппарат недостаточно обоснованы. Автор часто фокусирует внимание на исторических аспектах и описаниях, исключая аналитику, что, к сожалению, является существенным недостатком для выпускной квалификационной работы. Порой материал излагается Лугамановой Р. Р. языком, который с трудом можно назвать научным, стиль письма нуждается в совершенствовании. Основными особенностями работы являются: с одной стороны, фундаментальность в постановке исследовательских задач; заинтересованность автора в анализе рассматриваемой предметной области, однако: с другой стороны, непоследовательность в решении поставленных задач и патологическое нарушение календарных сроков предоставления работы или ее частей научному руководителю. Все вышесказанное свидетельствует о том, что перед нами формально законченное исследование, нуждающееся в существенной доработке на методологическом, лингвистическом и идейном уровне. Изначально поставленная цель и проявленные энтузиазм и заинтересованность Раисы Радиковны растаяли в процессе самостоятельной постановки задач и попыток их бессистемного решения. Как научный руководитель, могу утверждать, что цель ВКР достигнута частично; несмотря на то, что текст объемом и оформлением соответствует предъявляемым к подобным работам требованиям, однако, концептуально и литературно он далёк от совершенства. Выпускная квалификационная работа Лугамановой Раисы Радиковны на тему «Методы экспонирования современного искусства в художественном музее. Сравнение отечественного и зарубежного опыта» может быть представлена к защите, поскольку формально соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, и заслуживает положительной оценки. Кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры музейного дела Соколова Ирина Борисовна и охраны памятников СПбГУ