Отзыв рецензента на выпускную квалификационную работу Ечиной Ирины Олеговны на тему: «Массовое общество: философский анализ» Направление 47.03.01 — Философия Профиль — «Социально-аксиологический» Выпускная квалификационная работа И.О.Ечиной посвящена весьма актуальной и интересной теме — анализу массового общества. Тема действительно плодотворная, включает в себя множество острых и неочевидных сюжетов. Однако, данная тема эта не только актуальна, но и чрезвычайно широка. В итоге получается, что и основные достоинства работы, и основные ее недостатки связаны с тем, как автор видит постановку темы. Заявленная тема исследования настолько фундаментальна и широка, что ожидать в бакалаврской работе сколько-нибудь полного очерчивания этой темы было бы безрассудно. Поэтому традиционный упрек автору в том, что он упустил из виду те или иные важные сюжеты — в данном случае был бы некорректен и его, скорее, нужно отнести к самой формулировке темы. Но даже в такой ситуации многие недостатки работы можно было бы компенсировать более строгим продумыванием самой структуры исследования. Первая глава посвящена анализу понятий масса, толпа, публика. В итоге исследование приходит к вполне ожидаемому результату, что эти образования (за исключением публики) характеризуются низкой степенью рациональности, высокой внушаемостью, податливостью к разного рода манипулятивным воздействиям и прочими с точки зрения философа негативными чертами. На мой взгляд, все же этот раздел имеет довольно опосредованное отношение к основной теме. Правда, автор задается вопросом: «Почему раньше не возникало массового общества?» Но вопрос как-то повисает в воздухе. Ведь проблема массового общества возникает отнюдь не из-за увеличения размеров населения или роста его плотности, ровно как неверно было бы считать, что от таких проблем свободны страны и регионы с низкой плотностью населения. Именно поэтому при начальной характеристике массы внимание переключается на ее психологические характеристики, перекликающиеся с характеристиками толпы. Такого рода явления как масса и толпа были почти что всегда — но проблема массового общества — событие сравнительно недавнего времени. Да и порождаемые им проблемы носят не психологический характер. Толпа и масса была всегда, задолго до появления массового общества. Более близким к заявленной теме представляется последующий анализ характерной для массового общества типа личности в работах М.Хайдеггера, Р.Гвардини, К.Ясперса. Вполне оправданным выглядит обращение во второй глазе к исследованию становления массового производства и массового потребления — классическим сюжетам экономической мысли конца 19 нач. 20 в. Правда, при этом традиционная — но все еще вполне актуальная — проблематика, связанная с выявлением и анализом различных форм отчуждения, выпадает из внимания. Далее разговор закономерно переходит к характеристике культуры массового общества, которая воспроизводит в себе структуры массового производства и потребления уже не только материальных, но и духовных продуктов на примере кинематографа, архитектуры и др. Но, на мой взгляд, главные проблемы массового общества связаны со сферой политического, когда сначала в эпоху социальных революций, а затем — в ходе борьбы колониальных обществ с метрополиями, (то, что обычно называют национально-освободительными движениями) именно массы проявили себя как значительная и даже решающая политическая сила. А потому на первый план выходит и теоретическая проблема понимания природы и изыскание путей управления массами как в высшей степени насущная и чрезвычайно неоднозначная тема. Здесь в поле внимания автора попадают работы В.Парето, Э.Фромма, Х.Ортеги-и-Гассета в связи с проблемами управления и способами манипуляциями настроением масс, характерными для формирующихся тоталитарных структур (но почему-то не упоминаются работы Х.Арендт, которая, как представляется, внесла наиболее значительный вклад в философский анализ проблемы тоталитаризма, что есть несомненное упущение автора). И завершает работу обращение к исследованию сферы массовых коммуникаций, которая, на мой взгляд, представляет собой среди проблем современного массового общества один из наиболее острых, популярных, но все еще недостаточно исследованных сюжетов. Вполне оправдано автор строит здесь исследование в рамках общей темы «общества спектакля», опираясь на работы Ги Дебора, Ж.Бодрийяра, Однако, несмотря на высказанные замечания, тема в работе в целом раскрыта. Работа написана хорошим литературным языком (что не так уж часто встречается в последнее время). Автор убедительно аргументирует свою позицию. И.О.Ечина проявила в работе хорошие исследовательские навыки. Хотелось бы рекомендовать автору в дальнейшем продолжить исследование этой большой темы. Учитывая сказанное, полагают, что данная работа заслуживает хорошей положительной оценки. к.ф.н., доц. А.В.Говорунов