РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Горбацевич Дарьи Александровны по теме Современный балет как интегральный текст (на примере творчества немецкого балетмейстера Джона Ноймайера) Выпускная квалификационная работа Горбацевич Д.А. задумана как обзор аналитических способов прочтения танца в контексте новой театральности. Автор предлагает рассматривать современный балет как «сложное полиязычное эстетическое сообщение» (с.3), «интегральный текст пластического искусства с присущей ему интертекстуальной структурой» (с.6) сквозь призму семиотического, постструктуралистского и социал-теоретического методов. Масштабность авторского замысла выражается в 10 задачах исследования (с. 5-6), которые определяют структуру работы, включающую введение, три разделенных на параграфы главы, заключение и тщательно подобранный список использованной литературы, включающий 54 наименования на русском, английском и немецком языках (с.104 – 108). Первая глава ВКР «Интегральная теория и балетное произведение» тематизирует трансформацию «эстетиза» в «ноэзис», позволяющую представить современный балет как «ценностное, эстетическое сообщение с целостной сложно организованной структурой, не допускающей фрагментарности и неоднородности (с. 14). Операционализирование многоуровневой системы отношений в современном балете автор осуществляет на основе интегрального подхода К. Уилбера, стадиальной концепции «развития сознания» Ж. Гебсера и идеи А.Ф. Лосева о пластическом искусстве как «отражении» сознания автора и реципиента, идеи театра А. Арто и концепции организации спектакля Б. Брехта. Целостность и «художественный полиглотизм» современного хореографического произведения автор представляет, как единство языкового, социального и культурного секторов, которые включают соответственно 1) информационную составляющую спектакля; 2) фрагмент социального пространства; 3) определяемый актуальными ценностями фрагмент культуры (с. 17-18). Действие и эффект «ансамбля искусств» в интегральном тексте современного балета» (с.20) иллюстрируется автором на примерах творчества хореографа-философа Дж. Ноймайера. Вторая глава исследования «Прием интертектуальности в современном балете» предваряется детальным разбором теоретических подходов к феноменам диалогизма (М. Бахтин, Х.Р. Яусс) и интертекстуальности (Ю. Кристева, Р. Барт, Р. Лахманн). Концепт интертектуальности, по мнению автора, позволяет выявить, изучить и измерить «степени по-новому определяющихся и проявляющихся отношений между автором, текстом, пра-текстом и реципиентом» (с. 24). Применительно к балетному спектаклю концепт интертекстуальности позволяет актуализировать «специфический семиотический контекст» в качестве «хранилища культурной памяти», работа с которым превращает балетмейстера в скриптора (с. 25). В качестве примеров использования приема интертекстуальности автор анализирует балеты- биографии («Нижинский», «Дузе» и др.) и драмбалеты («Иллюзии как «Лебединое озеро», «Чайка», «Татьяна») Д. Ноймайера (с. 28 – 33). Специальное внимание автор уделяет феномену «текстовой игры» (цитирующего текста и цитируемых текстов) позволяющему рассматривать конституирование смысла произведения искусства как продолжающийся процесс между производством произведения и его восприятием (с. 36), обеспечивающий произведению семантическую автономию» (с. 37), способность специфически отражать «мир человеческой непосредственности» (с.39), равно как и его «материализованную память» (с. 42). Третья глава ВКР «Современный балет как знаковая система», опираясь на достижения «театральной семиотики» (особенно современных немецких ее представителей М. Бёниша и Э. Фишер-Лихте) со свойственным ей различением «статичных» и «динамичных» знаков (с. 45), исследует проявления коммуникативной функции знака в балетном произведении и принципы «экспериментирования балетмейстеров с семиотическими кодами и художественными приемами» (с. 55). «Сценический хаос смыслов, значений и фантазий» расшифровывается реципиентом с помощью частных кодов в соответствии с выстроенной балетмейстером «коммуникативной составляющей балетного действа» (с.58), включающей «материю» означающих (пластику тела, ритм, темп, музыку) и создающий «эстетический идиолект» (У. Эко) сообщения. Фигуры, знаки, сигналы, наполняющие пространство перформативного действа, иначе говоря, его семиотический контекст, подчиняясь идиолекту, позволяет сводить невыразимую экспрессию к осознанности (с. 96), объединяя эстетическое с ноэтическим. Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что ВКР Горбацевич Д.А. является самостоятельным, оригинальным и зрелым культур-философским исследованием, исполнение которого далеко превышает требования, предъявляемые к бакалаврской работе. Тема исследования отличается бесспорной актуальностью, а привлеченные источники новизной, заглавие работы соответствует ее содержанию. Горбацевич Д.А. продемонстрировала блестящее знание критической литературы по избранной теме, глубокую профессиональную эрудицию, четкую логику аргументации, зрелый научный (и литературный) язык. И все остается проблема, связанная с методологией исследования Автор рассуждает таким образом, как если бы существовала некая метатеория искусства, сверхзадачей которой было бы формирование «le’Home Integral, человека в единстве его возможностей, нацеленного на «художественный полиглотизм» (с. 102). Этой до некоторой степени утопической установке противоречит текст исследования, каждая глава которого демонстрирует разность методологий, делающих возможной «читаемость» балета. Это соображение ни в какой мере не снижает общего впечатления от текста и служит исключительно задаче прояснения замысла автора в перспективе ее дальнейшей работы, которую нужно всячески приветствовать. ВКР Горбацевич Д.А. заслуживает самой высокой положительной оценки. 18. 05. 2018 канд. филос. наук, доц. Цыпина Л.В.