Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Галлямова Романа Ильмировича ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОГО ОСНОВАНИЯ ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ АРГУМЕНТА СПЕКУЛЯТИВНОГО РЕАЛИЗМА Основная цель философии науки состоит в обосновании научного познания. Говоря кантовским языком – в определении условий его возможности. И, коль скоро научное знание определяется через критерий объективности, речь идет об утверждении именно универсального основания, отсылает ли оно к миру самому по себе или к субъекту в его всеобщих характеристиках, обеспечивающих возможность знанию быть распределенным и признанным «каждым разумным существом». Этот тезис об универсальности является почти само собой разумеющимся: он присутствует уже в первой гипотезе платоновского Парменида - о едином как едином, обеспечивающим возможность нечто знать, о чем-то говорить. Тем не менее, философствование всегда начинается с возобновления поиска этого универсализма как неочевидного. Потому не случайно первая глава исследования Романа Ильмировича представляет собой краткий экскурс в традицию, в которой всегда уже присутствует как проблематизация, так и приведение к очевидности универсальной основы познавательной деятельности. Причем с самого начала можно говорить о том, что основание это толкуется двояко. Оно может быть обнаружено и на стороне мира самого по себе и на стороне субъекта. Этой двойственности отвечают и два основных смысла объективности – один, отсылающий к независимой от познающего субъекта реальности и другой, отсылающий к субъекту в его всеобщности, интерсубъективности. В XX веке наука и философский дискурс о ней оказывается в ситуации кризиса. Становится очевидным многообразие научных парадигм и теоретических подходов к объяснению мира, соответствующее многообразию изучающих мир субъектов. Стремление философии науки и эпистемологии обосновать единство научного знания завершается либо радикальным эмпиризмом третьего позитивизма и наследующей ему аналитической философии, либо развитием корреляционистской стратегии также неспособной в современности продемонстрировать доказать единство мира и/или субъекта. Доступ к миру (абсолюту) столь же необходим, сколь и проблематичен для науки. В этом тупике застает философию науки спекулятивный реализм, который кроме всего прочего не устраивает такое решение вопроса как фидеизм. Нельзя не подчеркнуть актуальность указанной проблемы в нашей отечественной современности – не только в теоретическом, но и в практическом смыслах. Именно с этой проблемой, с последовательным изложением ее становления и обстоятельным рассмотрением ее возможного решения в традиции спекулятивного реализма на примере работ К. Мейясу и Г. Хармана и работает Роман Ильмирович. В этом смысле актуальность данной проблемы для философии науки и эпистемологии сложно переоценить. Содержательно следует отметить одну немаловажную деталь - фундаментальность работы Романа Ильмировича, не ограничивающегося изложением аргументов одной философской традиции, но тщательным образом реконструирующего истоки проблемы. Необходимо также подчеркнуть, что исследование спекулятивного реализма как живой, развивающейся традиции, с отсутствием законченных решений, принятой и разделяемой сообществом терминологии, спорами и дискуссиями среди авторитетов достаточно рискованное дело. А Роман Ильмирович не только решается на изложение и анализ аргументов, но и активно их критикует, вступает в полемику с авторами рассматриваемых работ. Среди иных достоинств работы необходимо отметить ясность и последовательность изложения. Более того, авторская стилистика, включающая постановку вопросов и ответы на них, своего рода внутренний диалог, позволяет читателю легко следить за мыслью автора. Объем текста и внушительный список использованной литературы намного превышают требования выпускной квалификационной работы бакалавра, что определяет высокий академический уровень исследования. Рефлексивная позиция в последнем разделе относительно тех моментов, которые в силу ограничении объема остаются без внимания, делает текст открытым и само исследование перспективным. В целом, я полагаю, что работа Р. И. Галлямова «ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОГО ОСНОВАНИЯ ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ АРГУМЕНТА СПЕКУЛЯТИВНОГО РЕАЛИЗМА» представляет собой завершенное авторское исследование, соответствующее требованиям, предъявляемым к квалификационным работам такого уровня, и заслуживает самой высокой положительной оценки. 10.05.2018 д.ф.н., доц. Шиповалова Л.В.