В работе А. Е. Болгариной предпринята попытка проанализировать основные направления развития театра в XIX — ХХ веках и определить, как в различных парадигмах театрального искусства отразились философские модели человека, представления о его положении в мире и в социуме. Тема работы весьма актуальна в связи с тем, что театральное искусство в настоящее время претерпевает значительные изменения, и театральные новации во многом определяют изменение представлений о развитии культуры в целом. Кроме того театральное искусство обладает гораздо большей мерой влияния на общество, чем другие виды искусства (кроме кино), в этом смысле определение наиболее плодотворных перспектив развития театра имеет значение для философского понимания развития общества в целом. А. Е. Болгарина совершено правильно определяет две основных модели театрального искусства, которые задавали его развитие в конце XIX и в ХХ веке, их можно условно назвать «актерский театр» и «режиссерский театр». В первом главное место занимал актер, именно он определял творческое начало театрального искусства. Символом этого рода театра стала система Станиславского. Во второй модели театра главную организующую функцию несет на себе режиссер, который полностью подчиняет себе волю актеров и собирает в целое все остальные элементы театрального искусства. За этими моделями театра легко угадываются совершенно определенные тенденции философского понимания человека: первая связана с индивидуализмом и субъективизмом, вторая с концепциями органического единства общества, подчиняющего себе человека, примером такого рода концепций является русская философия всеединства. Весьма интересна попытка А.Е Болгариной использовать философию М. Хайдеггера и особенно его понятие «присутствия», как выражения сути человеческого существования, для анализа двух первых моделей театра. Главной в работе является третья глава, где анализируется современная тенденция развития театра, заданная постмодернизмом. Главный тезис автора в этой главе: «театр должен строиться на чистом присутствии, которое на должно истолковываться, которому не нужно придавать никакого смысла». Опираясь на работы современных теоретиков постмодернизма, А.Е. Болгарина пытается доказать, что театр «чистого присутствия» обладает особой силой воздействия на зрителя и принесет особенно ценные плоды в своем развитии. В этой части рассуждения А.Е. Болгариной можно поставить под сомнение, несмотря на наличие большого количества ссылок на современных теоретиков постмодернистского театра. «Чистое присутствие» является спорным понятием, требующим существенного разъяснения. Полное отсутствие смысла у какого-либо художественного явления делает невозможным ни рассуждение о нем, ни выработку какой-либо модели искусства на его основе. Можно напомнить, что «присутствие» в философии Хайдеггера имеет своим главным свойством «понимание», т. е. придание смысла. Да и вообще, нетрудно понять, что человек, который не придает смысла ни одному явлению в окружающем мире, т. е. полностью «выключил» свое сознание, по сути перешел на уровень животного. Но в этом случае вряд ли можно говорить об искусстве, эстетике, философии и т. п. В этом смысле построения современных теоретиков театрального постмодернизма можно обвинить как минимум в непоследовательности. Несмотря на сформулированное замечание работа А.Е Болгариной выполнена на хорошем научном уровне, она написана хорошим литературным языком, показывает хорошее знание литературы по теме. Работа может быть оценена положительно.