Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки IV курса Болгариной Алисы Евгеньевны «Философско- антропологические основания основных направлений развития театра в ХХ веке» по направлению — 47.03.01 «Философия». Работа А.Е. Болгариной написана на тему, актуальность которой сегодня уже не ограничивается рамками истории театра и эстетики. Искусство вообще и театр в частности являются медиумами воздействия на массовое сознание. В свое время это было осознано Р.Вагнером, который создал театр музыкальной драмы, посредством которой он надеялся разбудить историческую память и изменить национальное сознание. Идея революционного театра, идеология которого опирается на технику перформанса, нашла свое воплощение в России. Исследование путей развития авангардного театра, предпринятое А.Е. Болгариной вносит новый вклад в изучение русской культуры и отечественной философии театра. В первой главе рецензируемой ВКР осуществлен философско-антропологический анализ театра Станиславского. По мнению автора в нем рождается новый актёр как личность, включённая в бытие и мире. Обращаясь к теме значимости режиссёра в театральном процессе, во второй главе А.Е. Болгарина обращается к творчеству Мейерхольда, которого она называет первооткрывателем режиссуры. В третьей главе автор обращается к анализу постдраматического театра и определяет его особенности. Во-первых, актёр перестаёт быть только исполнителем и становится со-творецом спектакля. Во-вторых, режиссёр отказывается от монополии на авторство и вовлекает в процесс творчества зрителя. Одним из способов активизации зрителя становится физическое соприсутствие зрителей и актёров. Именно создание спектаклей с определённой категорией телесности либо на уровне телесности даёт возможность специфически образом «включить» в само представление зрителя, дать ему возможность по-новому взаимодействовать со спектаклем. Автор пришла к выводу, что постдраматический театр — это ода человеку, который отказывается от пассивного отношения к жизни и миру, и открыт к диалогу с ними. Творческая работа А.Е. Болгариной не лишена недостатков. Философско-антропологический анализ истории авангардного театра осуществлен сквозь призму хайдеггервского экзистенциала «бытие в мире». Думается, это стало препятствием для раскрытия смысла поисков современных режиссеров, работающих с телесностью. Высказанное замечание не снижает общей оценки. ВКР А.Е. Болгариной отвечает всем требованиям к такого рода работам. Она написана красивым ясным языком, основана на широком круге источников, содержит новые результаты, четкие выводы и практические рекомендации. В целом ВКР А.Е. Болгариной заслуживает высокой положительной оценки. 11.05.18 Рецензент, д.ф.н., профессор Б.В. Марков