Рецензия На выпускную квалификационную работу Элифханова Султана Рамизовича «Использование Теста ситуативных суждений для оценки компетенции у продавцов» по направлению подготовки 37.04.01 – Психология основная образовательная программа «общая психология» В представленной работе изучаются возможности использования Теста ситуативных суждений Situational Judgment Test (SJT) с целью оценки компетенции персонала организации. Предмет исследования ситуативные суждения, компетенции продавцов. Автором была сформулирована гипотеза исследования: Тест ситуативных суждений имеет значимые корреляты с показателями компетенции продавцов отдела подтверждения заказа и комплектации. В качестве объекта исследования выступили 70 продавцов «отдела подтверждения заказа и комплектации». Эмпирическая база исследования: ООО «METRO». Использовались следующие методы исследования: 1. Метод анализа документов; 2. «Тест ситуативных суждений» в адаптации Э.И. Личутиной 3. «Требования должностной инструкции». Для проведения статистического анализа полученных данных применялись методы: 1. Описательные статистики (среднее, стандартное отклонение). 2. Коэффициент Колмогорова-Смирнова; 3. Коэффициент корреляции r-Спирмена; В первой главе дан обстоятельный и развернутый анализ использования теста ситуативных суждений для оценки компетенций продавцов. Рассматриваются современные представления о компетентностном подходе, особенности компетентностного подхода. Компетентность рассматривается как оценочная категория, которая характеризует индивида как субъекта деятельности, приводящей к достижению поставленных целей. Опираясь на подход А.П. Садохина, автор разделяет такие понятия как компетентность и способность. Подробно описаны основные составляющие концепции компетентностного подхода в управлении персоналом, с выделением основных критериев и их характеристик. Особое внимание уделено описанию Теста ситуативных суждений (Situational Judgment Test), который понимается как: тест ситуативных суждений, тест оценки ситуации, тест ситуационной оценки, кейс-тест, кейсовая методика, метод конкретных ситуаций и представляет собой стандартизированный метод оценки, при котором испытуемым предлагается ряд ситуаций, которые имеют взаимосвязь с различной проблематикой в профессиональной сфере. Выделены не только основные аспекты применения теста ситуативных суждений, но и дан критический анализ методики. В результате статистического анализа были получены данные об успешности выполнения кейс-заданий на выборке продавцов. Также были выявлены наиболее проблемные тесты (с минимальным баллом и наибольшим количеством ошибок), на что следует обратить в дальнейшем особое внимание. Автором был проведён анализ результатов психодиагностики требований к компетенции продавцов и получены результаты относительно высоких требований к должностной позиции «Продавца отдела подтверждения заказа и комплектации» в ООО METRO - иметь высокий уровень самостоятельности в принятии решений. Корреляционный анализ позволил выявить высокозначимые связи взаимосвязи коэффициентов оценки профессионализма продавцов как с кейсами, так и с компетенциями. В целом, результаты проведенного исследования подтверждают, что тест ситуативных суждений Situational Judgment Test (SJT) является качественным инструментом оценки компетенций продавцов-консультантов (менеджеров по продажам) при отборе и подготовке сотрудников отдела подтверждения заказа и комплектации. Обработка полученных результатов показала высокий уровень владения навыками обработки и представления полученных данных, работа написана понятным языком, но сохраняя научный стиль изложения, сопровождается многочисленными рисунками, таблицами. Хотелось задать вопросы автору работы – как Султан Рамизович видит перспективы внедрения полученных результатов в практику работы продацов? Планируется ли продолжение работы в данном направлении? В целом, представленная выпускная работа Элифханова Султана Рамизовича «Использование Теста ситуативных суждений для оценки компетенции у продавцов» является законченным научным исследованием и заслуживает оценки «ОТЛИЧНО». Рецензент: Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии С.Д. Гуриева