РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Червонцевой Виктории Игоревны СОВЛАДАНИЕ СО СТРЕССОМ ВОДИТЕЛЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ по направлению подготовки 37.04.01 – Психология Выпускная квалификационная работа Червонцевой В.И. посвящена изучению совладания со стрессом, переживаний последствий, копинг-стратегий водителей-мужчин и водителей-женщин в ситуации дорожно-транспортного происшествия. Сложно представить жизнь современного человека, особенно жителя мегаполиса, вне контекста его участия в таком потенциально стрессовом событии как дорожное движение. Наиболее стрессовой ситуацией на дороге считается дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое может повлечь за собой гибель или нанесение увечий людям, повреждение транспортного средства (ТС) или причинение иного материального вреда. При этом, среди основных причин аварий на дорогах выделяют человеческий фактор, что и определяет чрезвычайную актуальность психологического анализа поведения водителей - участников ДТП. Тема рецензируемой работы актуальна не только с теоретической точки зрения, но и имеет безусловную практическую ценность, поскольку полученные данные могут быть использованы в практической подготовке начинающих водителей в автошколах с учетом гендерных особенностей поведения в экстремальных ситуациях. В соответствии с целью исследования – изучение совладания со стрессом водителей, переживших ДТП - была выдвинута гипотезы о существовании различий в совладании со стрессом водителей, переживших ДТП, в зависимости от пола и показателей жизнестойкости. Адекватно поставленной цели сформулированы конкретные задачи исследования: а) изучить копинг-стратегии водителей в ситуации ДТП; б) изучить гендерные различия при совладении со стрессом; в) провести сравнительный анализ переживаний последствий ДТП и показателей жизнестойкости водителей-женщин и водителей-мужчин; г) провести анализ взаимосвязей показателей переживания последствий ДТП, копинг-стратегиями, показателями жизнестойкости в группах водителей-женщин и водителей-мужчин. Выпускная квалификационная работа Червонцевой В.И. изложена на 59-ти страницах, из них 55 страниц основного текста. Работа имеет структуру, отвечающую требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и состоит из аннотации, введения, трёх глав (литературный обзор, описание методов и организации исследования, изложение результатов исследования и их обсуждение), выводов, заключения, списка используемой литературы, приложений. Работа содержит 4 таблицы, 8 рисунков, в которых наглядно представлены полученные в ходе исследования данные. В Главе 1 изложены проблемы изучения совладания со стрессом в психологии, описаны механизмы психологической защиты и копинг-поведения, а также излагаются прикладные аспекты изучения поведения водителей в рамках таких направлений как «Психология дорожного движения», «Транспортная психология». Обзор литературы выполнен в академическом стиле, сопровождается использованием соответствующей терминологии; изложение материала логически выстроено и последовательно. Глава 2 содержит описание цели и задач исследования, гипотезы, предмета и объекта исследования, применяемых методов, а также содержит описание выборки. В соответствии с поставленными задачами исследование осуществлялось с использованием адекватного набора методик (авторский опросник, методика «Копинг-тест» Лазаруса, «Тест жизнестойкости» С. Мадди), направленных на изучение механизмов совладающего поведения, переживаний последствий ДТП и жизнестойкости. В исследовании принимали участие водители, которые являлись участниками ДТП, произошедшего не более 3-х месяцев до момент опроса. Всего в исследовании приняли участие 64 человека, 37 мужчин и 27 женщин. Средний возраст мужчин – 32 года, женщин – 28 лет. Полученные эмпирические результаты корректно обработаны с применением математико-статистических процедур. В частности, проверка различий между исследуемыми группами осуществлялась с использованием критерия хи-квадрат Пирсона (сравнение средних) и дисперсионного анализа (ANOVA) для независимых выборок. Взаимосвязи показателей в исследуемых группах (водители – мужчины и водители-женщины) выявлялись путём корреляционного анализа по критерию Спирмена. Применённые методы соответствуют цели и задачам исследования. Собственно результаты исследования представлены в Главе 3, проиллюстрированы таблицами, рисунками. Так, проверка различий между исследуемыми группами с использованием критерия хи-квадрат Пирсона, выявила, что и водителям-мужчинам, и водителям-женщинам не хватило знаний ПДД, чтобы избежать аварии. Однако, статистически значимые различия между мужчинами и женщинами- водителями были обнаружены по трём показателям: оказалось, что мужчины-водители значительно чаще превышают скоростной режим и пользуются мобильными устройствами, которые отвлекали их внимание и в итоге приводят к аварийной ситуации. В тоже время, женщины за рулем чаще испытывали трудности в управлении автомобилем в трудных погодных условиях, им не хватало навыков управления автомобилем, что также приводило к негативным последствиям в виде ДТП. Изучение поведения после ДТП выявило, что мужчины больше (на статистически значимом уровне) беспокоятся о материальной стороне вопроса, в то время как женщины больше ощущают последствия в нарушении эмоционально-психологической сферы. В результате применения дисперсионного анализа (ANOVA) было выявлено, что у женщин преобладает конструктивный копинг – поиск социальной поддержки, и относительно конструктивный – позитивная переоценка, а у мужчин неконструктивные копинги – конфронтация и бегство. Результаты корреляционного анализа показали, что конструктивные копинги у водителей-мужчин, такой как принятие ответственности связан с наличием детей, а такой как планирование решения проблем - со стажем вождения. В тоже время такой неконструктивный копинг как конфронтация связан с прежде всего с материальными потерями в ДТП, переживаемой злостью и небольшим опытом вождения. Применение корреляционного анализа при исследовании взаимосвязи показателей внутри группы водителей-женщин показало, что конструктивные копинги, такие как планирование решений и самоконтроль у водителей-женщин связаны со знанием порядка действий при ДТП, а поиск социальной поддержки - с получением эмоционально-психологического ущерба. При этом, такой неконструктивный копинг как дистанцирование прежде всего проявляется при первом ДТП у водителей-женщин и связан с низким уровнем контроля. Изложение результатов исследования завершается выводами, которые точно отражают полученные результаты и соответствуют поставленным задачам. Подтвердилась гипотеза о существующих различиях в совладании со стрессом водителей, переживших ДТП: водители-мужчины и водители-женщины прибегают к разным стратегиям совладания со стрессом в условиях ДТП, по-разному переживают его последствия и обладают разными показателями жизнестойкости. Рецензируемая работа Червонцевой В.И. является завершенным исследованием, имеющим хорошую организацию и последовательность в представлении экспериментальных данных, содержащим соответствующий анализ и интерпретацию полученных результатов. Обращает внимание наличие незначительных изъянов в оформлении работы. Так, обсуждение результатов исследования фактически распределено по разделам, связанным с изложением данных, получаемых по отдельным методикам. В тексте работы имеются отдельные недочёты в виде несоблюдения правил пунктуации. Выполненная работа, несмотря на указанные недостатки технического плана, отвечает основным требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и, в случае успешно проведенной процедуры защиты, заслуживает оценки «отлично». ст. преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ Смирнова Т.Г.