Рецензия на выпускную квалификационную работу бакалавра «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ в связи с особенностями когнитивного развития и социального опыта» Ю.Е. Спиридоновой Ранний возраст, по мнению многих авторов не является оптимальным возрастом начала посещения детского сада. В связи с этим, изучение факторов, влияющих на специфику адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада является актуальным, т.к. может помочь воспитателям, психологам и родителями создать условия, необходимые для того, чтобы период адаптации прошел благополучно для ребенка. Работа состоит из аннотации, в том числе и на английском языке, 3 глав, выводов и заключения, изложена на 81 странице, содержит приложения, которые помогают понять читателю суть применяемых методов исследования. В обзоре литературы изложены основные положения, касающиеся когнитивного развития детей раннего возраста, эмоциональных потребностей, а также процесса адаптации ребенка к детскому саду. Обзор хорошо структурирован, написан научным языком и содержит выводы. Однако следует отметить, что в обзоре литературы представлены далеко не все современные исследования на эту тему, существующие в отечественной психологии (например, исследование В. Е. Василенко «Особенности общения и проявления кризиса трех лет у детей в связи с характеристиками материнского отношения» (2014) и другие работы автора. Также, в качестве теоретической основы работы выбраны отечественные концепции социально-эмоционального развития детей раннего возраста, представленные работами М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой и других. Несмотря на большую ценность исследований, проведенных данными авторами, начиная с 70х годов 20 века, в настоящее время, в мировой науке существуют теории (например, теория привязанности (Дж.Боулби, М. Эйнсворт, М.Мэйн и др) или теория развития ребенка в системе отношений с близким взрослым (Д. Стерн)), и, проведенные на их основе многочисленные исследования социально-эмоционального развития детей младенческого и раннего возраста, описывающие психологические механизмы благополучной и неблагополучной адаптации ребенка в социуме. Отсутствие обзора этих теорий и исследований значительно сужает возможности интерпретации результатов исследования. Во второй главе содержится информация об исследуемой группе, процедуре и методах исследования. Несомненным достоинством работы являются выбранные автором методы, в частности, опрос как родителей, так и воспитателей, а также метод наблюдения за поведением детей в группе. В исследовании приняло участие 38 детей и их матери, а также педагоги групп детского сада. Данное количество участников исследования позволяет сделать достоверные выводы по полученным результатам. В третьей главе подробно описаны результаты исследования, интерпретации полученных данных представлены непосредственно после каждого вида проведенного анализа. Важным результатом работы является, на наш взгляд то, что когнитивное развитие может служить потенциалом для адаптации к дошкольному учреждению. Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам и заслуживает отличной оценки. Вместе с этим, к автору работы у нас есть рекомендации и пожелания. Как было упомянуто выше, теоретической основой работы являются положения о деятельности общения, как о ведущей в раннем возрасте (М. И. Лисина и коллеги). В рамках данной концепции не предполагается, что в раннем возрасте, ребенок может иметь такие адаптивные паттерны функционирования, как, например, активное дружелюбие к незнакомым людям. В ходе проведенного исследования автором был получен результат, что 50% детей в выборке проявляют искренний интерес к незнакомым людям. Данный результат интерпретируется автором как позитивная характеристика адаптации, однако, если мы будем использовать теорию привязанности для объяснения данного феномена, то активный интерес к незнакомым людям в раннем возрасте является маркером повышенной тревожности, а также неудовлетворенной потребности в безопасности у ребенка. Подобный вид дружелюбия является средством установления отношений с новыми людьми, из-за того, что ребенок не может установить безопасные отношения в семье. Можно сказать, что дружелюбие в данном случае, «видимое», за ним скрывается тревожность, которую, на наш взгляд, профессионалам необходимо уметь распознавать. (По данным изучения паттернов привязанности детей раннего возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, около 50% детей имеют паттерны привязанности, свидетельствующие о неудовлетворенной потребности в безопасности (Плешкова, 2010), похожие данные также были получены в исследовании В.В. Агарковой (Агаркова, Мухамедрахимов, 2014; Агаркова, 2018). Многие другие результаты исследования могут быть также проинтерпретированы несколько иным образом, чем это сделал автор. В связи с этим хочется пожелать автору дальнейшего продолжения работы над выбранной темой, однако включить в работу дополнительные исследования и концепции. К.пс.н., доцент кафедры раннего сопровождения детей и родителей Н.Л. Плешкова