РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студента 4 курса очной формы обучения факультета психологии СПбГУ, по направлению подготовки 030301 – Психология основная образовательная программа "Социальная психология" Сахарова Арсения Александровича «Социально-психологические особенности потребителей видеоконтента (на примере видеоблогов)» Дипломная работа Сахарова А.А. «Социально-психологические особенности потребителей видеоконтента (на примере видеоблогов)» состоит из аннотации (на русском и английском языках), содержания, введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и 5 приложений. Список использованной литературы насчитывает 46 источников. В приложениях представлены: таблица для работы экспертной группы, текст авторской анкеты и используемых психологических методик (тестов), некоторые результаты эмпирического исследования, а также данные математико-статистической обработки. Общий объем работы (без приложений) составляет 67 страниц. В рецензируемой выпускной квалификационной работе проводится анализ социально-психологических особенностей потребителей видеоконтента и выявляются взаимосвязи между характеристиками аудитории и выбираемыми ею блогами. Актуальность данной темы диктуется нарастающей популярностью использования сети Интернет для удовлетворения разнообразных потребностей аудитории (в релаксации, в познании, в безопасности и др.), а также склонностью выражать большее доверие материалам, размещенным в интернет-источниках, чем в традиционных СМИ. Работа имеет безусловную практическую значимость. Установление основных социально-психологических характеристик потребителей видео-контента позволит сделать сообщения более адресными, полезными, конкретными, актуальными, а значит, - более эффективными. В Главе 1 обсуждаются теоретические основания рассмотрения таких ключевых для проведения исследования понятий как «блог», «аудитория», «контент», «потребительский выбор», выявляются социально-психологические особенности аудитории и жанровые особенности видеопродукции, что позволило дипломанту разделить эмпирический «стимульный материал». В конце главы 1 представлены выводы. В главе, посвященной эмпирическому исследованию, дается подробное обоснование выбора методов и процедуры исследования, прописаны основные характеристики выборки, отражены основные результаты проведенного исследования, подробно анализируются взаимосвязи, обнаруженные в процессе математической обработки, дана их психологическая интерпретация. Обращает на себя внимание продуманный и аргументированный отбор материала для проведения исследования. Были выбраны 8 наиболее просматриваемых и популярных каналов за последний год, с аудиторией, возраст которой начинается с 16 лет, и которая превышает полмиллиона человек, с еженедельными 10-20 минутными роликами. Данные критерии были учтены посредством просмотра статистики на самой платформе YouTube и благодаря статистике, предоставленной специальными сайтами. Безусловным достоинством работы стали: - авторская типологизация видеоконтента, - составление карты наблюдения для экспертов, - создание анкеты, направленной на изучение социально-психологических особенностей аудитории, - использование классических психологических тестов (тест Кеттелла, тест КОТ), - подробное описание процедуры исследования и основных его этапов, последовательность математико-статистической обработки данных. - добросовестный критический анализ полученных результатов, в том числе обсуждение возможных причин того, что выдвинутая гипотеза не подтвердилась. Основное замечание касается формулировки выводов по итогам проведенного эмпирического исследования, которые получились недостаточно четкими, лаконичными и структурированными. В задачах исследования значатся: выделение типов видеоконтента и его особенностей, определение типа видеоконтента с помощью карт наблюдения; определение социально-психологических особенностей аудитории видеоблогов. использующих выбранный видеоконтент; анализ связей между видеоблогами и свойствами их аудитории. В п.3.2 (с.62) в произвольной форме отражено решение лишь некоторых задач: выявленные в исследовании социально-психологические особенности аудитории, а также результаты работы экспертов с картами. Вышеизложенные замечания не умаляют всех достоинств рецензируемой работы. Следует отметить ее научный характер, трудоёмкость, свободное аргументированное изложение заявленной проблемы, грамотное использование и интерпретацию методов математической обработки данных, полученных в ходе эмпирического исследования. ВКР Сахарова Арсения Александровича «Социально-психологические особенности потребителей видеоконтента (на примере видеоблогов)» соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе бакалавра (направление «Психология»), и заслуживает оценки «отлично». Рецензент К.пс.н., доцент кафедры политической психологии ф-та психологии СПбГУ Самуйлова И.А. 25.05.2018