Отзыв на выпускную квалификационную работу А.Ю.Ксенофонтовой СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИДЕРСТВЕ В РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ по направлению подготовки 37.03.01 - Психология основная образовательная программа «Психология» Работа Анастасии Юрьевны Ксенофонтовой посвящена исследованию социальных представлений о лидерстве в школьной и в студенческой организационной среде. Эта тема актуальна своей социальной значимостью и представляет как научный, так и практический интерес. В результате проведенного А.Ю.Ксенофонтовой исследования проясняются представления школьников и студентов о том, в какой организационной среде они живут и действуют, каковы их представления об идеальной организационной среде и о лидере, за которым они могли бы последовать. В исследовании участвовали 80 человек, 40 из них – школьники в возрасте 16-17 лет и 40 – студенты в возрасте 20-22 лет. Выборка идеально уравновешена по соотношению юношей и девушек и в школьной, и в студенческой группе. Было использовано 3 адекватно подобранные методики, для обработки данных применялись адекватные и обоснованно выбранные статистические методы, что позволило получить хорошо обоснованные результаты. ВКР имеет содержит 96 страниц текста, библиографию из источников, из них 10 на английском языке и приложения, в которых представлены все необходимые материалы для понимания объема и обоснованности полученных данных. Основной текст ВКР состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования социальных представлений и методов их изучения, анализирует различные модели и типы организационной культуры, современные представления о лидерстве в организациях и в образовательных учреждениях. Автор подробно анализирует имеющиеся исследования и обоснованно приходит к выводу о недостаточности исследований школьной организационной культуры. Специальный параграф автор посвящает анализу теории поколений, поскольку обследованная выборка принадлежит в одной своей части поколению Y (студенты), а в другой своей части – уже следующему поколению, Z (школьники). Эта глава хорошо структурирована, хорошо написана. Автор показывает широкие, полные и глубокие знания обсуждаемой темы. Вторая глава посвящена организации и методам исследования автора. Здесь подробно описаны организация и программа исследования, характеристика выборки, методы и методики исследования, математико-статистические методы обработки данных. Текст очень четкий, позволяющий оценить продуманность и тщательную подготовленность исследования. В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования. А.Ю.Ксенофонтова последовательно описывает результаты проверки каждой из выдвинутых ею четырех гипотез. Каждый параграф иллюстрирован таблицами и графиками, точными значениями критериев достоверности полученных различий. В разделах «Обсуждение результатов» и «Выводы» автор суммирует и обсуждает результаты исследования. Эти разделы свидетельствуют о способности автора не только констатировать, но и анализировать полученные результаты, обобщать их и определять необходимые направления дальнейших исследований. Автор исходила из предположения, что организационная среда в средней школе и в вузе по-разному воспринимается и переживается студентами, и это предположение было подтверждено. В школе доминируют два типа организационной культуры, которые отличаются формализацией отношений – «Рынок» и «Бюрократия». Идеальной школьникам кажется культура, где не будет наблюдаться доминирования этих типов организационной культуры и будет больше элементов «Адхократии». В студенческой организационной среде не обнаружено доминирующего типа организационной культуры, причем важным представляется тот факт, что такая многокомпонентность организационной среды кажется студентам близкой к идеальной. Автором установлено, что студенты довольны своей организационной средой и хотят сохранить ее, а школьники хотят изменить существующую в школе организационную культуру, и их представления об идеальной организационной среде в организации близки к представлениям студентов. Автором установлено также, что школьники видят в лидере для себя человека смелого, остроумного, доброжелательного и с широким кругозором. Студенты же подчеркивают в лидере другие качества – видение перспективы, организованность, интуитивность во взаимоотношениях с людьми и высокая продуктивность. Это позволило автору заключить, что для школьников важны свидетельства яркости, силы и дружественности лидера, для студентов же – доказательства его способности ориентироваться в социальной среде и добиваться результатов. В работе имеется еще много интересных частных выводов, которые интересны не только в научно-психологическом плане, но и важны для практического использования в организационной и учебной работе. ВКР А.Ю.Ксенофонтовой демонстрирует разностороннюю профессиональную подготовленность автора, заслуживает отличной оценки, а также рекомендации к публикации. Было бы желательно также сделать на материале этой работы статьи не только в профессиональный психологический журнал, но и в журналы, адресованные педагогическим работникам, а равно руководителям оброазовательных учреждений. Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ М.В.Осорина 22 мая 2018