Рецензия на выпускную квалификационную работу Дерюгиной Т.Ю. на тему ««Отношение юношей и девушек к родительству в связи с представлением о родительских отношениях в детстве»» Работа Дерюгиной Тамары Юрьевны посвящена актуальной и перспективной проблеме формирования родительских установок молодежи в опыте их отношений с собственными родителями. Несмотря на то, что тема детско-родительских отношений относится к числу наиболее популярных, автор нашла интересный ракурс в ее представлении через сочетание разноплановых методов сбора данных. Анализ полученных автором результатов в прикладном плане позволяет глубже понять условия возникновения тревожности юношей и девушек в отношении своего будущего в качестве родителя. Исследование Тамары Юрьевны реализовано на выборке молодежи (n=50 человек, 25 юношей и 25 девушек), средний возраст в выборке юношей составил 22,92 года, а девушек - 21,68 год. Дизайн исследования включает в себя опрос с использованием следующих методик: биографическая анкета, незаконченные предложения Д.М. Сакса в модификации, опросник отраженных родительских отношений ООРО А. Я. Варги и В. В. Столина в модификации, сочинение на тему «Моё будущее через 7-10 лет», проективная рисуночная методика «Моя родительская семья» и «Моя будущая семья, опросник PARI Е. С. Шефера и Р. К. Белла. Отличительной особенностью работы является опора на ролевую теорию личности (прежде всего, в определении ключевых понятий и интерпретации данных), а также применение богатого арсенала проективных методов сбора данных. Выпускная квалификационная работа Т.Ю. Дерюгиной изложена на 80 страницах и содержит введение, три главы, выводы, заключение, список литературы. Список литературных источников включает в себя 47 наименований, 4 из которых на английском языке. Во введении дается обоснование актуальности выбора темы, приводятся гипотезы исследования. В первой главе автором рассмотрены различные определения понятия «родительства», а также подходы к определению «материнства» и «отцовства», подробно рассмотрены стадии формирования готовности к родительству, отмечены современные исследования роли воспитательных практик родителей на отношение к будущей семье у молодых людей. Во второй главе описывается программа исследования, приводится характеристика выборки, методов сбора и обработки данных. Третья глава содержит анализ результатов эмпирического исследования, в которой Тамара Юрьевна демонстрирует корректность применения и интерпретации данных однофакторного дисперсионного и корреляционного анализов. Интересные данные получены автором в ходе анализа особенностей стилей взаимоотношения родителей и детей. Несмотря на то, что большая часть родителей отличается принимающим отношением, тем не менее, авторитаризм, как к девушкам, так к юношам, чаще исходил от матерей, чем от отцов. Кроме того, подтвердилась гипотеза о том, что неблагополучные, конфликтные, отвергающие отношения в родительской семье (особенно у юношей) проявляются в страхе молодых людей за свои действия уже в рамках своей собственной предполагаемой семьи. Работа Дерюгиной Т.Ю. написана хорошим литературным языком, снабжена таблицами, графиками и диаграммами, которые во-многом облегчают восприятие и понимание текста. В тоже время, в тексте присутствуют незначительные стилистические ошибки, опечатки, нарушение форматирования текста. В силу применения богатого арсенала проективных методик работу Татьяны Юрьевны могло бы украсить более глубокое представление результатов контент-анализа. Кроме того, было бы удобнее воспринимать текст при наличии развернутых описаний методик в приложении. В рамках обсуждения, хотелось бы получить разъяснение у Тамары Юрьевны по следующим вопросам: 1) Чем еще, помимо большой занятости отцов, можно объяснить тот факт, что отношения с ними воспринимаются как более отвергающие? 2) Как можно объяснить результат, что если в представлении юноши мама сомневалась в его способностях, то он склонен воспроизводить модель отношений родительской семьи в собственной будущей семье? По какой причине у девушек такого не наблюдается? В целом, работа производит положительное впечатление. Дерюгина Тамара Юрьевна заслуживает присуждения искомой квалификации, а ее работа может быть оценена на «отлично». 24.05.2018 К.психол.н. ст. преп. кафедры социальной психологии СПбГУ Е.А. Юмкина