РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Я.А. Дергуновой по теме «Метафорический перифраз как форма выражения проблемной ситуации» Выпускная квалификационная работа Я.А. Дергуновой посвящена практически не изученной в психологии проблеме терапевтического потенциала метафорических образов. Актуальность работы обеспечивается существующей на сегодняшний день задачей более глубокого понимания факторов эффективности психотерапевтического диалога. Автор заинтересован в изучении метафорического перефразирования проблемной ситуации клиента психологом, а именно, в обнаружении общих стратегий создания метафор и критериев их эффективности. Данная работа носит явную практическую направленность, но также она имеет важное теоретическое значение, поскольку выявляет особенности процесса создания метафорических образов. В литературном обзоре выпускница раскрывает понятие метафоры, понимание ее сути философами и лингвистами, символическую природу метафоры. Особое внимание уделено характеристикам метафор и способам ее использования в различных направлениях психотерапии. Достаточно полно отражены основные подходы к проблеме формулирования запроса и его значения в практике консультирования и психотерапии. В целом литературный обзор базируется на 62-х источниках, он емкий по содержанию, логичный, удачно выстроенный и заканчивается выводом. Методическая часть изложена во 2-й главе, цели, задачи и методы адекватны теме исследования. В исследовании приняли участие 30 человек от 21 года до 62 лет, их них 27 женщин и 3 мужчин. Все участники – психологи, имеющие опыт работы в области психотерапии различных направлений. Отдельный параграф 2-й главы посвящен подробному изложению процедуры исследования. Особого внимания заслуживают методы исследования – оригинальные анкеты и неструктурированное интервью, разработанные автором в целях получения информации от психологов относительно сознанной ими метафоры для ситуации клиента и самого клиента с целью оценки эффективности предложенных метафор. Кроме того, автором предложены характеристики для качественного анализа метафор. Сочетание качественного и количественного анализа эмпирических данных позволило выпускнице получить интересные и важные результаты. Так, в работе убедительно показано, что когнитивный компонент метафоры, определяющий точность и полноту содержания, и аффективный – отражающий эмоциональную привлекательность метафоры тесно взаимосвязаны, т. е. люди воспринимают метафору целостно, в единстве смысловой и эмоциональной сторон. Выявлены трудности, с которыми сталкиваются психологи при создании метафор, отражающих проблему клиента. Наибольшая трудность связана с отсутствием непосредственного контакта с клиентом в консультативном кабинете. Определены преимущества и недостатки использования метафор, по представлениям психологов. Данную выпускную работу можно рассматривать как новаторскую в области изучения хода создания метафор. Ее отличает красочность, наличие большого числа примеров метафор, и откликов клиента на предложенные метафоры психологов, над которыми выпускница размышляет, последовательно анализирует и обобщает полученные результаты. В целом можно отметить, что эмпирическая часть написана логично, и последовательно, все полученные результаты тщательно проанализированы, адекватно отражены в выводах и обобщены в заключении. Существенных замечаний к работе нет, в качестве пожелания можно отметить следующее. 1. В работе имеются некоторые опечатки. 2. Выделенные во 2-й главе задачи исследования отражают ход исследования, было бы желательно перечислить содержательные исследовательские задачи. Однако высказанное пожелание не снижает значимости работы. В целом, данное исследование базируется на хорошем знании теоретического материала, написано профессиональным языком, имеет практическую направленность и исследовательскую перспективу. Новизна и значимость полученных в работе результатов позволяет рекомендовать их к опубликованию. Выпускная квалификационная работа соответствует всем предъявляемым к ВКР требованиям и заслуживает оценки «отлично». Рецензент к.пс.н., доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Трошихина Е.Г. 2 июня 2018 г.