Рецензия на выпускную квалификационную работу Вельман Юлии Владимировны на тему «Социально-психологические особенности женщин, выбирающих различные виды подготовки к родам» В настоящее время беременные женщины все чаще задумываются о необходимости подготовки к родам и материнству. Это может быть связно со страхами и тревогой за себя и/или ребенка, осознанием отсутствия необходимых знаний и навыков и, как следствие, потребности получить необходимую информацию о родах, развитии ребенка до и после его рождения, особенностях ухода за ним, необходимости подготовки к родам (физической и/или психологической). Перинатальным психологам, безусловно, важна информация о мотивах, по которым беременные женщины идут на курсы подготовки к родам, а при современном разнообразии данных курсов – каковы личностные особенности и особенности отношения к беременности и ребенку у женщин выбирающих тот или иной тип сопровождения. В данной выпускной работе изучались социально-психологические особенности беременных женщин, выбирающих различные виды подготовки к родам. Выпускная квалификационная работа Вельман Ю.В. выполнена в классическом дизайне. В работе представлены основные главы - анализ литературы, подробно описаны методы и представлен анализ данных, полученных в результате исследования, а также обсуждения. Автор работы проанализировал научные работы связанные с изучением особенностей протекания и отношения к беременности, влияющих на них факторов. Литературный обзор написан на 25 страницах, и включает 54 источника, из которых 5 на иностранном языке. Данные полученные в результате исследования были подвергнуты математической обработке с помощью программы SPSS-23, с использованием X2-Пирсона, Т-критерия Стьюдента и многофакторного дисперсионного анализа Шеффе. К интересным данным можно отнести взаимосвязь между социально-психологическими особенностями и потребностями в поддержке (физической, эмоциональной, финансовой). Обращает внимание на себя тот факт, что в исследовании не подтвердилась гипотеза о взаимосвязи между видом подготовки к родам и личностными и социально-демографическими особенностями беременных женщин. Достоинством работы являются подробные интерпретации результатов автора с привлечением для сравнения данных других исследований. К замечаниям по работе можно отнести следующее. 1. Автор рассматривает в работе как синонимичные понятия Психологическая подготовка к родам, психологическая готовность к родам и психологическая готовность к материнству, тогда как это совсем не так. 2. Выборка исследования включает в себя преимущественно женщин уже имеющих детей, 1-3 триместра. Для решения поставленной цели логичнее было бы отбирать для исследования только первородящих женщин и женщин второй половины беременности, т.к. у второродящих (за редким исключением тех, у кого были физически или психологически травматические роды), как правило, нет необходимости в посещении курсов, также как у беременных женщин в первую половину беременности. Поэтому ожидаемым является тот факт, что большая часть беременных женщин в исследуемой выборке не посещает курсы дородовой подготовки (72%), т.к. не видит в этом необходимости. И тогда закономерным является полученный результат об отсутствии связи между выбором подготовки и социально-психологическими особенностями в связи с малым количеством женщин, посещающим курсы в исследуемой выборке. 3. Небрежность в оформлении работы и ошибки. В качестве рекомендация к работе: провести сравнительный анализ социально-психологических особенностей женщин посещающих тот, или иной курс дородовой подготовки, и не посещавших. Выпускная квалификационная работа Вельман Юлии Владимировны в целом соответствует предъявляемым требованиям к ВКР и заслуживает оценки «хорошо». Канд.психол.наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Савенышева С.С.