РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося в СПбГУ Божко Е.Р. на тему: «Социально-психологические особенности подростков с разным уровнем мотивации достижения» по направлению подготовки 37.03.01 – Психология основная образовательная программа «Психология» Выпускная квалификационная работа Е.Р. Божко поднимает вопрос о взаимосвязи мотивации достижения у подростков с особенностями их самооценки и уровня притязаний, межличностных отношений, социометрического статуса и семейных факторов. Мотивация достижения является одним из ведущих факторов успешности человека в разных сферах деятельности. Подростковый возраст еще сохраняет черты сензитивного периода для развития мотивации достижения, в связи с этим поднятая в исследовании проблема представляется актуальной и практически значимой. Первая глава содержит хорошо структурированный обзор теоретических и эмпирических исследований по изучаемым проблемам, опирающийся на 44 научных источника, включая 6 публикаций на английском языке. Представлены зарубежные и отечественные подходы к изучению мотивации, раскрыт конструкт «мотивация достижения», проанализированы особенности мотивации достижения современных подростков. Также кратко представлено влияние семейной ситуации на развитие подростка. Раскрыты особенности самооценки и коммуникативной сферы в подростковом возрасте. Достоинством первой главы является наличие обобщающих выводов. Во второй главе описан дизайн исследования. Исследование проведено на достаточно представительной выборке – 84 подростка (44 мальчика и 40 девочек), учащиеся 6-8 классов одной из гимназий Санкт-Петербурга, средний возраст около 13 лет. Эмпирические методы в целом соответствуют задачам исследования. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается адекватным применением методов математической статистики (дисперсионный анализ, критерий Хи-квадрат Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ по Спирмену, множественный регрессионный анализ). В третьей главе представлены результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование выявило, что у подавляющего большинства подростков преобладает мотивация избегания неудач, лишь 3 подростка (1 мальчик и 3 девочки) показали преобладающую мотивацию достижения. Эти данные затруднили проведение типологического анализа по разным видам мотивации и автору пришлось переключиться на корреляционный и регрессионный виды анализа. В третьей главе представлен анализ изучаемых параметров по фактору пола, что позволило выявить половые различия в межличностных отношениях, в самооценке и уровне притязаний, в показателях социометрии. Корреляционный анализ выявил большое количество взаимосвязей мотивации достижений с параметрами самооценки и уровня притязаний, а также с авторитарным и эгоистичным типами межличностных отношений. Множественный регрессионный анализ был проведен на всей выборке, а также отдельно для мальчиков и девочек. Выявлены разные предикторы мотивации в подгруппах по полу: у мальчиков – это высокие притязания, невысокий межличностный статус, у девочек - авторитарный, эгоистичный и зависимый типы межличностных отношений, а также небольшое расхождение между самооценкой и уровнем притязаний по шкале «уверенность в себе». Исследование имеет практическую значимость – по его результатам можно увидеть проблемные зоны для формирования мотивации достижения у подростков. И у мальчиков, и у девочек мотивация достижения вступает в конфликт с неформальными, межличностными отношениями и подростки чаще выбирают общение и доброжелательные отношения в группе. Работа хорошо иллюстрирована, содержит таблицы и рисунки, а также Приложения с текстами опросников и результатами математической статистики. В качестве замечаний и пожеланий можно отметить следующее: 1.Название работы предполагает типологический анализ и следовало бы в главе 3 после описания результатов исследования мотивации объяснить, почему пришлось переключиться на другой дизайн исследования. 2.После рисунков корреляционных плеяд желательно было бы дать условные обозначения к линиям (знак и уровень значимости). Несмотря на представленные замечания и пожелания, следует отметить, что выпускная квалификационная работа Е.Р. Божко представляет собой законченное исследование, соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым к данному виду работ и заслуживает оценки «отлично». Канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Василенко В.Е. 20.05.18.