Отзыв официального рецензента на выпускную квалификационную работу Тян Е.К. на тему: «Демонология в контексте правовых воззрений Якова I Стюарта» Образ «британского Соломона» - совершенного судии и законодателя, активно использовавшийся самим Яковом I Стюартом, подсказывает, насколько важной и определяющей для него самого и для современного ему общества была идея права. Убежденность в уникальности собственных правовых традиций и институтов являлась определяющим элементом в формировании представлений англичан о собственной национальной идентичности. Правовые – а, точнее, политико-правовые концепции современников, определявшиеся в том числе и их конфессиональной принадлежностью, представляли собой сложную комбинацию как глубоко традиционных элементов, восходящих к Аристотелю и средневековой схоластике, так и новаторских эелементов. В силу этих обстоятельств каждое новое исследование, задачей которого становится изучение политико-правовой сферы в раннестюартовскую эпоху следует только приветствовать. В британской историографии существует значительное количество работ (начиная с трудов Дж. Покока), включающих в себя анализ интеллектуального наследия британского монарха. При этом анализ одного из ранних трактатов Якова, его «Демонологии», в контексте более поздних текстов и идей самого монарха пока еще не предпринимался, и в этом смысле подход к исследованию этого памятника, предпринятый Е.К. Тян, представляется оригинальным и, как показывает ее исследование, перспективным подходом. Е.К. Тян удалось справиться с весьма непростой задачей: она смогла определить и проанализировать не только ключевые идеи и образы каждого из использованных ею источников, но и продемонстрировать их определнную преемственность и эволюцию. С точки зрения Е.К. Тян, в характере Якова сочетались: во-первых, глубокая внутернняя приверженность тем идеям, которые были заложены еще его воспитателем Джорджем Бьюкененом, во-вторых, собственные представления о монаршей власти и, в-третьих, удивительная способность адаптироваться к быстро менявшимся и крайне непростым условиям как в период его правления в Шотландии, так и после восшествия на английский престол. Разделы работы Е.К. Тян, посвященные собственно «Демонологии», показывают, как рассуждения о ведовстве и магии становятся поводом к размышлению о сути монаршей власти и его роли во вверенной ему общине. Замечу, что текст ВКР Е.К. Тян на всем своем протяжении сохраняет внутреннюю логику и смысловую последовательность, что непросто при изложении любых сюжетов, связанных с историей идей. Работа написана живым литературным языком, справочно-библиографический аппарат оформлен корректно. Работа содержит целый ряд оригинальных авторских наблюдений, которые в перспективе могут стать предметом более пристального изучения. Полагаю, что выпускная квалификационная работа Е.К. Тян полностью соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода и заслуживает отличной оценки. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Средних веков Института истории СПбГУ С.Е. Федоров.