Отзыв на выпускную квалификационную работу по направлению подготовки бакалавриата Макс Карины Янисовны на тему: «Иконография и источники художественной образности в росписи фарфора А.В.Щекатихиной-Потоцкой в 1920–1960-е годы» Представленная выпускная квалификационная работа посвящена изучению художественных особенностей и стилистической принадлежности произведений А.В.Щекатихиной-Потоцкой, выполненных в разные периоды её творчества. Значительный интерес к наследию этого мастера в настоящий момент связан с переоценкой значения работ, выполненных отечественной традицией фарфористики в 1940 – 1950 годы. Авторский почерк Щекатихиной-Потоцкой в этом ключе имеет как особые характерные черты, так и определяет отдельные направления развития декоративных решений ЛФЗ в 1960–1970 годы. Интерес к данной теме исследования является следствием самостоятельных попыток дипломанта провести атрибуцию отдельных предметов, приписываемых руке А.В.Щекатихиной-Потоцкой. Во многом это определило исследовательскую стратегию Карины Янисовны. От очевидной возможности сосредоточить свое внимание на предметах периода до эмиграции, хорошо изученных в отечественной традиции, дипломант решил выстроить логику исследования в ключе развития творческого почерка мастера, особый акцент сделав на малоизученном этапе эмиграции. Выбранный автором работы подход, в основе которого лежит предметное изучение творческого наследия Щекатихиной-Потоцкой и определение художественных качеств изделий в сравнении с каждым этапом, вносит определенную новизну в хорошо знакомую тематику, пытаясь определить не только схожие принципы интерпретации в каждом из творческих периодов, но и выявить особость. Отметим, что на протяжении всего периода обучения дипломант демонстрировала большой интерес к изучению истории декоративно-прикладного искусства, натурно ознакомилась с большинством памятников, которые были рассмотрены в данной дипломной работе. Структура работы, цель, задачи и содержание соответствуют характеру выбранной темы и отражают проблемное поле исследования. Представленный текст носит завершенный характер. Автору вполне удалось создать ясную и вполне достоверную картину формирования творческого почерка мастера, истоков ее образности и развития художественных качеств. Выполненную работу Карины Янисовны Макс представляется возможной считать успешной и рекомендовать к защите. Научный руководитель, Доцент Института истории СПбГУ, Кандидат искусствоведения. А. С. Ярмош