Рецензия на выпускную квалификационную работу Елизаветы Игоревны Казанцевой «Философские коннотации искусства Ван Гога в контексте западной историографии» по направлению подготовки 50.03.03 «История искусств», образовательная программа бакалавриата Представленная к защите работа посвящена интерпретации творчества и личности Винсента Ван Гога представителями зарубежной философии 20 столетия, прежде всего К.Ясперсом, М.Фуко, Ж.Батаем, М.Хайдеггером. Кроме того, к анализу привлекаются сочинения Г.Поллок и М.Шапиро. Ван Гог, без сомнения, является «модельным» художником культуры 19 – 20 веков: он фактически уничтожил средостение между жизнью и творчеством, превратил живопись в прямое выражение собственной экзистенции, а потому был обречен на внимание целого ряда ведущих философов современности. С этой точки зрения выбор темы и задачи следует признать закономерным и актуальным. Аналогичные работы в отечественной науке мне неизвестны. В работе последовательно рассматриваются интерпретации творчества Ван Гога, предложенные перечисленными выше авторами, они помещаются в контекст разработанных ими философских и идеологических концепций. Это изложение проведено корректно и адекватно, оно дает ясное представление о позиции рассматриваемых интерпретаторов. По мере необходимости, привлекаются живописные произведения художника, которые анализируются профессионально и убедительно. Работе предпослан обзор литературы о творчестве Ван Гога, которая помогает читателю понять, какие именно аспекты его образа, сформированные искусствоведением, спровоцировали ту или иную философскую интерпретацию. В то же время, работа вызывает ряд критических соображений и замечаний. Во-первых, сама предложенная формулировка названия недостаточно отчетливо передает задачу: читатель не сразу понимает, что речь идет не о «философии» самого Ван Гога, а об интерпретациях его творчества и личности философами. На будущее посоветую автору работы во введении характеризовать основные категории, которыми он будет оперировать (это касается, прежде всего, понятий «коннотация» и "дискурс"). Слово «историография» в названии также не совсем точно, поскольку речь в работе идет не столько о научной традиции осмысления Ван Гога, сколько о философских толкованиях, которые объясняют нам не столько творчество самого художника, сколько позволяют философу развернуть собственную систему взглядов (что особенно наглядно в случаях Батая и Хайдеггера). Я не уверен, что все авторы, о которых идет речь в работе, должны были быть в ней представлены. В центре внимания студентки все-таки прежде всего философия, и, если присутствие искусствоведа М.Шапиро в ней совершенно необходимо в связи с полемикой об интерпретации Хайдеггера (дискуссия о «Ботинках» Ван Гога), то Г.Поллок - не столько философ, сколько "идеолог" определенного социально-политического движения, и ее взгляды следует рассматривать в ином контексте. Было бы весьма полезным для усиления аналитического начала работы более ярко представить полемику, которую вызывали взгляды на Ван Гога рассматриваемых авторов. Это позволило бы, мне кажется, придать работе «сюжетную» цельность – в настоящем виде в ряде случаев преобладает описательный подход. Несмотря на высказанные замечания, работу можно счесть состоявшейся, самостоятельной, в достаточно степени демонстрирующей профессиональную подготовку ее автора, и оценить на «хорошо».