ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу на тему «История ленинградского метрополитена в 1941-1963 годах» Бобрецовой Софьи Михайловны Чтобы не создавать ложного впечатления, необходимо сказать, что работ, посвященных ленинградскому метро, достаточно. Это и многочисленные статьи в разных изданиях, альбомы и буклеты, издающиеся уже десятилетия. Недавно появилась даже целая монография. Однако в подавляющем их большинстве крайне мало пишется о процессе строительства метрополитена, они преследуют совсем иную цель, нежели научное изучение происходившего по дням и неделям. А именно здесь скрываются наиболее интересные, а то и драматические сюжеты. Для решения данной задачи автор обратилась к периодической печати. Как газетам ведомственного плана, так и городским, довольно активно освещавшим метрополитеновские стройки: «Ленинградское метро», «Смена», «Ленинградская правда», «Вечерний Ленинград», «Ленинградский метрополитен», а также журналу «Архитектура и строительство Ленинграда». К достижениям работы надо отнести составление глоссария, что потребовало многочисленное употребление разнообразных технических терминов, упоминаемых в работе. Кроме того, на основе изученных материалов в качестве приложения был составлен экскурсионный маршрут, приводится его методическая разработка. Экскурсия представляет собой уникальную авторскую версию истории станций метро и их оформления, сложных геологических условий проложения трасс метрополитена и трудностей, сопровождавших строителей. Воплощенная в жизнь экскурсия будет, безусловно, востребована самым широким кругом интересующихся историей нашего города в двадцатом веке. Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Ю. В. Кривошеев