РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Бойковой Татьяны Сергеевны по теме "Образ черногорской женщины в русскоязычной историографии" Изучение гендерной истории и истории повседневности на протяжении нескольких последних десятилетий становится всё более актуальным для исторической науки. Вместе с тем изучение истории славянских народов и славянских стран по-прежнему является важной частью российской и мировой историографии. Изучение же традиционных обществ и их перехода к "цивилизованности", "европейской культуре" релевантно не только для исторической науки, но и для смежных с ней социологии и культурной антропологии. Таким образом заявленная Татьяной Сергеевной тема актуальна и органично вписана в общенаучный контекст. Содержание работы соответствует заявленной теме. Задачи работы были сформулированы следующим образом: 1) характеристика русскоязычной литературы, имеющей сведения о черногоркаx; 2) анализ информации о черногорскиx женщинаx, представленной в литературе. Эти задачи обусловили и структуру исследования. Работа состоит из трёх глав, первая из которых посвящена русскоязычной историографии, имеющей отношение к исследуемому вопросу. Вторая глава рассматривает женщину как индивидуум в разных аспектах её жизни: внешность, включая одежду, характер, этапы жизненного пути. Существенный недостаток этого раздела состоит в том, что, при удовлетворительно раскрытой теме детства и взросления черногорки, остальные возрасты, этапы её жизни, такие как материнство, зрелость, старость проигнорированы абсолютно. Третья глава рассказывает о месте черногорской женщины в обществе, начиная с брака, семейных и общественных обязанностей женщины, положения женщины в правовой системе, и заканчивая такими специфическими аспектами жизни черногорок как помощь мужчинам на войне и институт "тобелий", т.е. "клятвенных девственниц". Основным недостатком представленной работы является отсутсвие обозначенных геогафических и хронологических рамок исследования. Мы не понимаем, в каких именно географических границах существует описываемая автором Черногория, входят ли в эти границы такие области как, например, Приморье, черногорская часть Новипазарского Санджака, или это так называемая Старая Черногория, включающая в себя лишь четыре нахии, или какой-то третий вариант. С другой стороны хронологические рамки исследуемого явления так же чётко не обозначены, и лишь основываясь на тексте исследования мы можем предполагать, что речь идёт о традиционном черногорском обществе XIX века и ранее. Недостаток этот весьма существенный: не определены основные понятия. Прибегая к известной метафоре можно сказать, что, начав разговор о графине, Татьяна Сергеевна не пояснила, будет ли она говорить о даме или о сосуде. Другой недостаток работы заключается в не всегда аккуратном структурировании информации внутри раздела. Каким-то аспектам уделяется непропорционально много внимания, в то время как другие аспекты проигнорированы или освещены совершенно недостаточно. Кроме того, Татьяна Сергеевна несколько путается в терминологии, относящейся к предметам быта, значение специфических терминов не раскрыто. Также встречаются стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки. Вместе с тем, данное исследование обладает и рядом достоинств. Главным из них нам представляется структура текста. Главы и параграфы в лаконичной, лёгкой к восприятию форме рассказывают нам о конкретных историографических и этнографических описаниях различных аспектов жизни черногорской женщины. Принцип построения текста, выбранный Татьяной Сергеевной, представляется нам крайне удачным. Он полностью соответствует заявленной теме и заключается в последовательном приведении сведений из разных историографических источников по одному и тому же аспекту с обобщающим авторским комментарием. Текст написан живым, лёгким для восприятия языком, с большим количеством конкретно-иллюстративных примеров. В целом, несмотря на то, что в своём исследовании Татьяна Сергеевна не использовала всю доступную литературу, релевантную для заявленной темы, тема раскрыта весьма удовлетворительно. Тем не менее, у нас есть несколько вопросов. 1) Каковы хронологические и географические рамки данного исследования? 2) Есть ли в положении черногорской женщины нечто специфическое, не характерное для других подобных обществ? 3) Как можно интерпретировать описываемое положение, когда мужчина, с одной стороны, не имеет права обидеть женщину из чужой семьи, а с другой - не может без репутационного ущерба показаться на улице вместе с женщиной из собственного дома? При удовлетворительном ответе на поставленные вопросы мы рекомендуем дать исследованию Татьяны Сергеевны Бойковой положительную оценку. Рецензент Выпускник кафедры истории слав. и балк. стран СПбГУ Библиотекарь Библиотеки РАН Костоусова Ксения Александровна