РЕЦЕНЗИЯ На выпускную квалификационную работу студентки 4 курса бакалавриата очной формы обучения Александры Николаевны Шапкиной «Структурация сообщества исполнителей русского народного танца в условиях глобализации» Актуальность темы работы А.Н.Шапкиной не вызывает сомнений. В различные периоды истории России как многонационального государства народный танец осмыслялся как компонент национальной идентичности. Профессионализация народного танца осуществилась в советский период, когда народное творчество во всех своих направлениях рассматривалось как способ идеологической коммуникации и социальной интеграции. В истекшие 30 лет после радикальной реструктуризации политической и идеологической сфер российского общества значительным образом изменился паттерн национальной идентичности. Каковы эти изменения, чем теперь представлена рефлексия о российской национальной идентичности возможно было бы узнать и через социологическое исследование профессионального народного танца и коллективов, воспроизводящих этот сегмент подсистемы искусства. В данном контексте предпринимаемое А.Н.Шапкиной социологическое изучение системных изменений в организации деятельности коллективов русского народного танца представляется весьма своевременным и оправданным. Во введении к работе А.Н.Шапкина логически безупречно и академически взвешенно обосновывает выбор темы и ее актуальность, связь предмета и объекта своего исследования, цель и задачи. Работа обнаруживает стройную архитектонику и детально продуманную связь между задачами исследования и конкретными параграфами. ВКР содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложение. Первая глава «Теоретико-методологические основы структурации сообщества исполнителей русского народного танца в условиях глобализации» содержит анализ ключевых компонентов теории структурации Э.Гиденса, концепции «габитуса» П.Бурдье, концепции «глокализации» Р.Робертсона. Проделываемый А.Н.Шапкиной анализ нацелен на создание теоретико-методологической рамки ее исследования, что находит свое отражение в формулировании 8 аналитических единиц, подвергаемых далее изучению средствами интервью и включенного наблюдения. Отдельной похвалы, на мой взгляд, заслуживает тот факт, что в первой главе четко обозначены аналитические единицы исследования, введенные для обозначения характеристик сообществ исполнителей русского народного танца. Вторая глава «Структурация сообщества исполнителей русского народного танца» содержит небольшой экскурс в историю народного танца и социологический анализ внедрения новых технологий в сообщества исполнителей русского народного танца. В данной главе А.Н.Шапкина выявляет ключевые компоненты русского народного танца и его репрезентаций в дореволюционный, советский и постперестроечный периоды. Отмечу, что студентка активно задействует в своем рассмотрении концептуально-терминологический инструментарий, сконструированный ею в первой главе. Отдельного внимания заслуживает анализ ключевых технологий, задействуемых в коллективном творчестве народного русского танца. В третьей главе «Трансформация структурации сообщества исполнителей русского народного танца в условиях глобализации» А.Н.Шапкина подробно освещает результаты проведенного ею полевого исследования характеристик русского народного танца, изменившихся в результате глобализации. Изюминкой данной главы выступает рассмотрение результатов включенного структурированного наблюдения. Это рассмотрение автор обогащает информацией, полученной ею через анализ вторичных данных – интервью с художественными руководителями сообществ исполнителей русского народного танца. Структурированными единицами для анализа с помощью обоих методов стали следующие: воспроизводство русского народного танца (ресурсы, нормы, интерпретативные схемы); взаимодействие исполнителей (власть, санкции, коммуникация значений); система сообщества (сигнификация, господство, легитимация); сочетание социальной и системной интеграции (место действия, наличие–присутствие); системная интеграция (пересечение зон, рутинизация, пространственно-временная протяженность); габитус (индивидуальный, гомологичный); вкус исполнителей (к роскоши и свободе, к необходимому); глокализация (глобализация локальности и локализация глобальности). Яркое и оригинальное исследование А.Н.Шапкиной достойно самых высоких похвал. Однако работа обнаруживает и некоторые недочеты: 1. Ни во введении, ни в корпусе ВКР автор не дает подробных и детальных разъяснений по программе своего эмпирического исследования, подбору методов, выборке коллективов, деятельность которых подлежала включенному наблюдению. В третьей главе студентка обозначает кратко аналитические единицы включенного наблюдения, но никак не разъясняет их связи с аналитическими единицами. 2. В конце каждой главы А.Н.Шапкина приводит сводные таблицы по результатам исследования, представляя материал в структурированном виде. Это, безусловно, в значительной степени повышает транспарантность достигнутых результатов, но все-таки высоко желательно приводить словесную развертку наглядного материала таблиц. Указанные замечания никак не снижают высокое впечатление от ВКР А.Н.Шапкиной и могут быть учтены в дальнейшем. В целом работа А.Н.Шапкиной представляет собой законченное самостоятельно выполненное и научно достоверное исследование. Проведенная в системе Blackboard проверка на заимствования показала результат в 6%. Полагаю, что работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам и заслуживает оценки «отлично». 7 «июня» 2018 года профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ Е.А.Островская