ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу Тарасова Данилы Андреевича, студента IV курса бакалавриата по направлению 040400 – «Социальная работа», «Социальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми в семье» Выпускная квалификационная работа Тарасова Данилы Андреевича посвящена актуальной по своей практической значимости теме. Уровень агрессивности взрослых, применение насильственных способов разрешения проблемных жизненных ситуаций (вплоть до совершения физического насилия) беспокоит широкую общественность и представителей научных кругов России и мира в целом. В российском обществе широко распространено применение наказывающих методов воспитания, нетолерантность в обращении с детьми, восприятие их как собственности, в отношении которой зачастую творится произвол. При этом страдает физическое и психическое здоровье детей, формируется агрессивная личность, неспособная бесконфликтно интегрироваться в социум и страдающая разными комплексами, ведущими в дальнейшем к девиантному поведению. Целью дипломного исследования Тарасова Д.А. было рассмотрение и анализ представлений о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. При этом акцент делался на изучении социальной политики и зарубежного опыта противодействия домашнему насилию в отношении детей, формах и методах оказания помощи детям – жертвам жестокого обращения в семье. Автор выпускной квалификационной работы продемонстрировал неплохое знание темы, осветив и проанализировав основные подходы к заявленной теме, и проблемы, связанные с профилактической социальной работой. Об этом свидетельствует и количество литературных источников (74 источника), которыми пользовался выпускник при написании ВКР. Первая глава работы посвящены рассмотрению теоретических подходов к пониманию жестокого обращения с детьми в семье, его видов и причин возникновения, феномена жестокого обращения с детьми как социальной проблемы современного российского общества. В результате студент приходит к выбору основных понятий, которыми он и оперирует в дальнейшем исследовании. Такой подход позволяет достаточно корректно (в рамках понимания проблематики самим студентом) систематизировать материал, использованный при написании выпускной работы. Вторая глава посвящена осмыслению проблем профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Здесь представлен зарубежный опыт, проанализирована социальная политика РФ и Санкт-Петербурга касательно профилактики, представлены результаты изучения опыта деятельности одного из государственных учреждений Петербурга, занимающегося, в том числе, и непосредственно работой с детьми – жертвами насилия. Третья глава включает в себя программу и описание результатов прикладного исследования, целью которого было изучение мнения экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. По итогам своего исследования и с опорой на изученную литературу, в последнем параграфе выпускник излагает основные выводы по исследованию, а также приводит рекомендации. Текст квалификационной работы сопровождается приложениями (вопросы интервью с экспертами и транскрипт одного интервью). В процессе написания квалификационной работы Д.А. Тарасов проявил такие положительные качества, как: способность сосредоточиться на решении проблемы, умение проводить исследование, коммуникабельность, умение работать с литературой и самостоятельно искать дополнительную информацию, а также целеустремленность и заинтересованность в конечных результатах. Выпускная квалификационная работы Тарасова Д.А. соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационным проектам, и может быть допущена к защите. Проверка на антиплагиат показала, что ВКР содержит 76% оригинального текста. Научный руководитель: д.социол.н., доц., проф. кафедры теории и практики социальной работы Т.В. Шипунова