Отзыв на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Михайловой Марии Анатольевны «Социальная работа в школе: гендерные аспекты» Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» Выпускная квалификационная работа Михайловой М.А. посвящена анализу состояния и перспектив социальной работы в современной российской школе. В обосновании актуальности темы ВКР автор подчеркивает значение социальной работы в школе, так как школьная социальная служба занимается не только профилактикой неблагополучия в развитии личности учащихся, но также их патриотическим и социальным воспитанием. Однако гендерные аспекты школьной социальной работы представляются недостаточно изученными и разработанными, что существенно снижает её результативность. В главе 1 квалификационной работы представлен социально-психологический анализ гендерных различий детско-подростковой возрастной группы, а также сформулированы цели, задачи и функции социальной работы в школе с учетом гендерного аспекта. В этом контексте школа рассматривается как один из важнейших агентов социализации человека, анализируются функции школы в процессе подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни. Автор формулирует задачи социальной работы в школе и предлагает комплекс форм и методов социальной работы, направленных на создание психологически комфортной среды, развитие личностного потенциала учащихся и позволяющих осуществлять профилактику конфликтных ситуаций в системе взаимодействия «учитель – ученик - родители». В работе представлен подробный анализ процесса гендерной социализации и её видов, а также рассматриваются формы и методы социальной работы в школе с учетом гендерного подхода. Автор подчеркивает важную роль школы как агента гендерной социализации, указывая на обусловленность её педагогического сопровождения тем значением категории гендера, которое принято сообществом педагогов в конкретном культурном и временном контекстах. Глава 2 квалификационной работы Михайловой М.А. представляет собой изложение результатов проведенного эмпирического исследования роли гендерного подхода в социальной работе в школе. На основании полученных результатов автор подтверждает гипотезу о том, что гендерный подход в работе социального педагога в школе практически не используется. Содержание ВКР Михайловой М.А. полностью соответствует заявленной в названии теме. В работе отражены актуальные проблемы теоретического и практического характера. Эмпирическая глава работы содержит большой графический материал, иллюстрирующий результаты проведенного эмпирического исследования. В работе использовано большое количество источников научной литературы по рассматриваемой проблематике. Выпускная квалификационная работа Михайловой М.А демонстрирует высокий уровень и разносторонность компетентности автора в рассматриваемой проблематике, уверенное владение научной терминологией и профессиональные навыки социолога-исследователя. В работе присутствуют четкие логика и стиль изложения материала, она написана современным научным языком и читается с большим интересом. Выпускная квалификационная работа представляет собой завершенное научное исследование, соответствует всем предъявляемым требованиям и заслуживает высокой оценки. Научный руководитель: старший преподаватель кафедры теории и практики социальной работы Челышева Н.А.