РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося в СПбГУ Михайловой Марии Анатольевны Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» по теме «Социальная работа в школе: гендерные аспекты» Актуальность темы выпускной квалификационной работы Михайловой Марии Анатольевны обусловлена недостаточностью изучения гендерных аспектов социальной работы в школе и слабой проработкой ее концептуальных особенностей. Гендерный подход как справедливо отмечает автор (с.35), созвучен идеям и ценностям гуманизма, мировой практике ненасильственной педагогике и толерантности к многообразию. Основные этапы проведенного исследования в целом соот¬ветствуют задачам, поставленным автором в его начале. Содержание квалификационной работы соответствует заявленной в названии теме, автор полностью раскрывает заявленную в названии тему. В работе отражены актуальные проблемы теоретического и практического характера, посвященные изучению механизмов и факторов социальной работы в школе, раскрыта история развития социальной работы в школе, проанализированы социально-психологические и гендерные особенности и различия детско-подростковой возрастной группы; выявлены цели и задачи социальной работы в школе, проанализированы теоретические основы понятия гендер в социальной работе с детьми. В целом М.А.Михайлова демонстрирует хорошее знание материалов по заявленной проблематике и владение основами социальной работы в школе. К достоинствам работы можно отнести тему исследования, отличающуюся общественной значимостью, вниманием автора к формированию гендерной идентичности детей и подростков. Интересными представляются результаты эмпирического исследования, в котором использовались такие методы, как метод анализа и обобщения учебных и научных литературных источников; метод описания; метод наблюдения; метод опроса; метод интервьюирования; метод системно-функционального и сравнительного анализа и анализ опроса родителей. Плюсом работы также выступает разработанный автором инструментарий исследования. Важным результатом исследования являются подтверждение автором выдвинутых гипотез о том, гендерного подхода в работе с детьми практически не существует, социальные педагоги и психологи уделяют мало внимания гендерным аспектам воспитания детей. Данные проанализированы корректно, хорошо структурированы, высказывания экспертов отражают широкую палитру мнений. Автором дано развернутое обоснование выводов исследования, выводы проведенной работы самостоятельны и аргументированны. В целом, работа имеет четкую структуру, соответствующую задачам исследования, содержание работы полностью отвечает заявленной в названии теме. Выводы по результатам работы соответствуют поставленным задачам. Заслуживает одобрения стремление студентки разобраться в такой важной и актуальной теме, исследовательский характер выпускной квалификационной работы. В качестве недостатков работы можно отметить следующее: 1. На наш взгляд, было бы желательно концептуализировать понятие «гендерный подход» применительно к социальной работе в школе с целью раскрытия специфики латентных характеристик гендерного воспитания детей в школе. 2. В работе существуют отдельные стилистические погрешности. В целом, выпускная квалификационная работа представляет собой законченное исследование, содержит все необходимые разделы, соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР бакалавриата. Выпускная квалификационная работа Михайловой Марии Анатольевны «Социальная работа в школе: гендерные аспекты» написана хорошим научным языком, аккуратно оформлена с выполнением всех требований, предъявляемых к квалификационной работе; является оригинальным, логичным и интересным ис¬следованием и заслуживает высокой оценки. 9 июня 2018 г. О.Н. Безрукова