Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ, бакалавриата направления «Социология», профиля «Экономическая социология» Гурьева Сергея Александровича по теме: «Влияние института образования на экономическое развитие (сравнительный анализ ЕС и России)» Выпускная квалификационная работа учащегося бакалавриата С. А. Гурьева посвящена атктуальной для анализа особенностей процессов социально-экономического развития России теме – изучению влияния института образования на процессы развития. С автором можно согласиться в том, что «институт образования эволюционирует каждый год» и необходимо строить систему «образования на опережение» (с. 4). Важно изучение и зарубежного опыта, главное, правильно его применить к отечественным условиям. ВКР включает две главы, введение, заключение, список литературы и приложения, содержащие инструментарий социологического исследования. Во введении автор изложил свои взгляды на актуальность, степень разработанности темы, цель и задачи исследования (с. 3-6). Структура ВКР обусловлена заявленными во введении задачами. В первой главе автор справедливо уделяет внимание теориям человеческого капитала, поскольку именно их использует в качестве основы для анализа в рамках предприятого исследования образования (с. 6-13). Здесь же автор уделяет внимание описанию процесса преобразований в российском образовании, которые произошли за последение 20-25 лет. Однако, самая интересная часть главы посвящена возможностям и перспективам организации корпоративного обучения, и с автором можно согласиться в том, что современный отечественный бизнес в основном стремится ориентироваться на уже готовых специалистов, в то время как потенциал собственного человеческого капитала компании «является не выявленным» (с. 21). Вторая глава посвящена сравнению образовательных систем РФ и ЕС. В частности, автор анализирует влияние включения российского образования в болонскую систему на экономическое развитие. Пытается сравнивать эти процессы с аналогичными изменениями, происходящими в странах ЕС (Испании, Финляндии). Последняя часть ВКР посвящена анализу проблем спроса на культурный капитал в современной России и ее экономике. Результаты ВКР С. А. Гурьева представляют интерес и для экономической социологии, и для социологии образования, особенно в плане организации сравнительных исследований различных образовательных систем. Текст диссертации характеризуется логикой изложения материалов теоретических и данных эмпирических исследований. Содержание ВКР соответствует заявленному названию. Список литературы включает достаточное количество необходимых, современных источников по теме исследования. В качестве замечаний автору можно было бы задать вопросы: каким образом отечественные компании могли бы использовать опыт стран ЕС для организации корпоративного обучения? Каким образом проблема спроса на культурный капитал влияет на качество образования в России? Какие рекомендации автор мог бы сформулировать на основе результатов предпринятого им исследования, например, для отечественных компаний и организаций, которые стремятся к повышению качества трудовых ресурсов? ВКР С. А. Гурьева содержит развернутое обоснование выводов. Автор заслуживает положительной оценки «хорошо». С. А. Гурьеву можно было бы порекомендовать продолжить научную работу в избранном направлении исследований в России или за рубежом. доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и психологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Р. А. Костин