РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Бородина Екатерина Сергеевна на тему: «Клиентоориентированный подход как социальная технология в коммерческих организациях Санкт-Петербурга» Тема ВКР Бородиной Екатерины Сергеевны соответствует содержанию представленной работы. Тема раскрыта полностью и обстоятельно. Название темы, цели, задачи, объект и предмет работы соответствуют названию темы. Актуальность работы показана как на прикладном уровне, т.е. представлены данные статистики, показывающие рост значения клиентоориентированности в современном обществе, так и в научном плане, как слабо разработанную тему в социологической науке. Проблема, цели, задачи и структура ВКР логично выстроены. В проблеме показаны содержательная и социальная сторона клиентоориентированности, ее экономические и психологические составляющие. Исходя из такого понимания проблемы сформулированы и все последующие элементы замысла ВКР, включая гипотезу. Цель работы сформулирована как теоретическая концептуализация клиентоориентированных социальных технологий и эмпирический анализ применения социальных технологий в торговой организации Санкт-Петербурга. В интересах достижения цели решается ряд последовательных задач. Первая глава раскрывает теоретические проблемы, историю и современные характеристики клиентоориентированных технологий как разновидности социальных технологий, а также теоретико-методологические основы исследования клиентоориентированности, в частности, экономических, организационных, психологических и социологических вариантов таких технологий. В работе освещается история возникновения двух терминов: социальная технология и клиентоориентированный подход (клиентоориентированность). Обобщаются теоретические знания о социальных технологиях и клиентоориентированном подходе в отечественной и зарубежной науке. Анализируются совокупности определений терминов “клиентоориентированность” и “социальная технология”. На основе проанализированных теоретических материалов дается определение клиентоориентированного подхода как социальной технологии. Производится типологизация клиентоориентированных социальных технологий. Дается характеристика клиентоориентированных социальных технологий как объекта социологического исследования. Анализируются особенности применения клиентоориентированных социальных технологий в современном российском обществе и сферы их применения. Вторая глава включает результаты эмпирического социологического исследования автора. Работа предполагает выявление особенностей применения клиентоориентированных социальных технологий в современном российском обществе на примере коммерческой организации по продаже молодежной одежды в Санкт-Петербурге. Результаты эмпирического исследования позволяют определить основные тенденции в этой области и оценить соответствие представлений менеджеров и клиентов о клиентоориентированности и наиболее важных клиентоориентированных социальных технологиях. Работа нацеливается на решение актуальной практической задачи – объяснение социальных оснований клиентоориентированного подхода в работе с покупателями коммерческих организаций. В ВКР проанализированы актуальные научные источники, литература отражает современные подходы к пониманию трактовки клиентоориентированности в социологии. Выводы ВКР обоснованы как теоретическими положениями социологической науки, так и результатами эмпирического исследования. Положительные стороны работы: - рассматривается важная и актуальная проблема – социальные факторы, условия и последствия клиентоориентированных технологий, перспектива которых в современном мире играет все большую роль; - представлены и охарактеризованы социологические аспекты клиентоориентированных технологий как объекта исследования; - проведено авторское эмпирическое социологическое исследование, посвященное избранной теме. На что требуется обратить внимание автора: - в первой главе несколько расширительно рассматривается клиентоориентированность в ущерб социологическим аспектам вопроса; - встречаются некоторые повторы в теоретических исследованиях клиентоориентированности; - в программе эмпирического социологического исследования гипотезы сформулированы без акцентирования на социальные последствия или истоки клиентоориентированности. В качестве пожелания на будущее. Проведенное исследование было бы значительно весомее, если бы клиентоориентированность была показана в сравнении с социальными технологиями в других коммерческих организациях, т.е. представлены характеристики и данные других организаций, действующих в сфере коммерции. ВКР написана доступным и понятным языком, очевидна хорошая ориентация автора в теме, как и в других проблемах социологии. Выпускная квалификационная работа Бородиной Екатерины Сергеевны на тему «Клиентоориентированный подход как социальная технология в коммерческих организациях Санкт-Петербурга» обладает научной и прикладной новизной, имеет хорошую перспективу и заслуживает ОТЛИЧНОЙ оценки. Работа отвечает требованиям СПбГУ к ВКР, а ее автор – Бородина Е.С. достойна присуждения звания «бакалавр социологии». РЕЦЕНЗЕНТ: Кандидат физико-математических наук, доцент «__18__»_______мая____ 2018 г. ________________ С.В. Рассказов Подпись ФИО