ОТЗЫВ о выпускной квалификационной работе бакалавра Борискиной Марии Владимировны на тему «Семиотический подход к изучению моды как информационного кода современного общества». Все более часто ученые, а в последнее время политики и СМИ, заявляют о том, что мы живем в обществе потребления. Это означает, что в социальной среде и социальных отношениях изменились принципы удовлетворения потребностей. Изменения касаются ценностей и социальных установок, где все более распространенными становятся ориентиры на массовое потребление материальных и духовных благ в неограниченном количестве. При этом одновременно происходит процесс индивидуализации предпочтений в выборе и потреблении тех или иных товаров. Подобные тенденции во многом (и прежде всего) определены приоритетами развития моды на самые разнообразные товары, производимые и представленные на рынке. В результате (и это специфика общества потребления) не качество продукции, связанное с непосредственной способностью удовлетворять потребности людей, оказывается приоритетом потребления, а информационная среда, формируемая вокруг того или иного товара. Ее создают различные, специально созданные для этого, маркетинговые системы, от модных домов, до СМИ, политики, сферы искусства, кинематографа и проч. В конечном итоге потребитель теряется в потоке «модной информации» и принимает навязанные ему ценности потребления как единственно верные. Замысел представленной ВКР как раз и состоит в том, чтобы подвергнуть научному анализу влияние моды как информационного пространства (кода), в котором формируются потребительские предпочтения людей, определить причины, по которым они возникают и существуют, а также выявить социальные и экономические приоритеты доминирования института моды в современном обществе. Постановку проблемы определили теоретические дискуссии в классической и современной эконом- социологической литературе, а также практики моды в обществе потребления. В ходе подготовки ВКР М.В. Борискина проявляла себя как самостоятельный исследователь, имеющий свою точку зрения на проблему и отстаивающий собственные научные взгляды. Желание разобраться в поставленной проблеме, а также обосновать выдвинутые гипотезы характеризует бакалавра как сформировавшегося исследователя. Последовательность научных изысканий, постепенное продвижение в изучении и обобщении материала, от скрупулезного анализа теоретических положений к их апробации в эмпирическом исследовании, безусловно, указывает на детальную проработанность логики. ВКР М.В. Борискиной следует рассматривать как состоявшийся научный проект по исследованию моды как эконом-социологического явления современного общества. Считаю, что соискатель является подготовленным специалистом и заслуживает присвоения звания «бакалавр» по профилю «экономическая социология». Научный руководитель доц. каф. экономической социологии, к.э.н. Карапетян Р.В. 09.05.2018