Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Борискиной Марии Владимировны по теме «Семиотический подход к изучению моды как информационного кода современного общества» Работа Борискиной М.В. посвящена анализу моды как сложного и не до конца понятного социального процесса. Мода как «чистая форма социации» (Человек, следующий моде, одновременно стремится отличать себя от других, и утвердить принадлежность к определенному социальному слою или группе. Даже отказ от следования моде есть способ групповой атрибуции), универсальна, то есть она имеет место в обществах любого типа, в том числе тех, которые в социологии принято называть традиционными. Суть моды в изменчивости, она дает ощущение течения времени. Независимо от скорости течения времени, мода существовала всегда и везде, но как понятие и очевидный социальный феномен моды появляется с возникновением современного общества, когда более активными становятся временные формы. Мода приобретает в культуре модерна особое значение. Мода как такой социальный феномен наиболее очевидно проявляется в одежде, и именно в этой форме привлекает внимание как общества, так и исследователей. Автор предполагает анализ моды как процесса в системе коммуникаций современного общества, что представляется актуальной и перспективной теоретической задачей. Содержание работы соответствует заявленной теме. Структура работы и ее логика соответствует задачам исследования, сформулированным во Введении. Первая глава посвящена описанию основных подходов к пониманию феномена моды в социологии. Автор при выполнении этой задачи столкнулся с довольно сложным для понимания материалом, но данная часть работа выполнена исчерпывающим b достаточно корректно образом. В качестве наиболее актуального и соответствующего специфике современного общества выбран семиотический подход. Представлена убедительная аргументация этого выбора. Цели собственного исследования автор видит в исследовании экономического аспекта индустрии моды, что продиктовано спецификой современной экономики, для которой производство вещей перестало быть проблемой, и в котором основную проблему составляет производство символов. Эту же специфику имеет и потребление в современном обществе. Описание моды как смыслового регулятора (информационного кода) процесса производства и потребления в современном обществе является как теоретической, так и практической актуальной задачей, поставленной в полном соответствии с пониманием общества как коммуникативной системы. Хотя работа выполнена в основном в теоретическом ключе, автор, следуя известной традиции, провел эмпирическое исследование и изложил его результаты. Это несколько перегрузило, на наш взгляд, главу 2 и несколько отвлекло самого автора от основной задачи главы. Вполне возможно дальнейшее продолжения исследовательской работы в данном направлении. Достаточно, тем не менее, интересны некоторые практические соображения автора по поводу перспектив рынка модной индустрии в России. Тема работы не только раскрыта полностью, но и определены направления развития исследований в данной области. Работы выполнена самостоятельно, написана ясным и понятным языком, что является свидетельством того, что автор знаком со сложным теоретическим инструментарием, существующим в современной социологии и умеет им пользоваться. Борискина М.В. проявила высокую трудоспособность, способность к самостоятельной теоретической работе и склонность к творческой инициативе. Рекомендую комиссии высоко оценить данную работу и отметить ее высокое качество. Рецензент Асочаков Ю.В.