ОТЗЫВ Научного руководителя на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса дневного отделения факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, обучающейся по основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» Беля Анны Ильиничны по теме: «Виртуальное интернет сообщество как инструмент налаживания межкультурной коммуникации» Тема, рассматриваемая в выпускной квалификационной работе Беля Анны Ильиничны, актуальна как в теоретическом, так и в практическом аспектах. С теоретической точки зрения исследование процессов межкультурной коммуникации связано с трансформацией процессов глобализации современного общества, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с ролью современных информационно-коммуникативных технологий и темпами изменений в данной сфере. С практической точки зрения данная тема актуальна в связи с увеличением возможностей мобильности современной молодежи, в первую очередь, студенчества, что обуславливает повышенный интерес к проблеме эффективной адаптации в инокультурной среде. Работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, сопровождаемых выводами по каждой главе, приложений, заключения и списка литературы. Цели, задачи и гипотезы исследования корректно сформулированы, соответствуют заявленной в работе теме, и адекватно развернуты в содержании работы. В первой главе работы дано изложение теоретических контекстов исследования межкультурной коммуникации – проблематики информационного общества и культурной глобализации, представлено обоснование особенностей влияния этих контекстов на процессы межкультурной глобализации современного общества. Достоинством теоретической части работы является логично выстроенный обзор концептуальных подходов, позволяющий в дальнейшем, во второй эмпирической части анализировать социокоммуникативные и символические аспекты межкультурного взаимодействия, что создает целостность и единство логики всей работы. В качестве методологического основания А.Беля рассматривает модель "культурного программирования" Г.Хофстеде, концепции аккультурации Р.Линтона, Р.Редфилда, М.Херсковица и Дж.Берри, концепцию сетевого общества М. Кастельса, трансформистский подход Д. Хелда к определению культурной глобализации и основные положения концепции сообщества Б. Уэллмана. Вторая глава представляет дизайн и результаты эмпирического исследования, построенного на логично обоснованном целями и задачами работы взаимодополнении двух методов – онлайнового анкетирования и критического дискурс-анализа по методу Н.Фэркло. Рассматривая в качестве объекта онлайновые интернет-сообщества, где разворачиваются процессы межкультурной коммуникации молодежи, А.Беля описывает особенности онлайновой интернет-коммуникации и их отличия от коммуникации в «реальной» жизни с точки зрения воздействия на представления и поведение пользователей, анализирует специфику содержания интернет-сообществ с позиции межкультурной коммуникации, рассматривает особенности воздействия контента и социокоммуникативных процессов в сообществах на формирование или изменение ценностных отношений к другой культуре. Важным в концептуальном отношении моментом исследования является прослеживаемая автором взаимосвязь онлайновой коммуникации и непосредственного взаимодействия участников сообщества, что позволяет сделать выводы о результатах межкультурной интеграции молодежи в «реальной» повседневной жизни иной культуры, а не только в онлайновом общении. Выводы, сформулированные на основании анализа результатов эмпирического исследования, отражают интересные результаты относительно позитивного влияния дискурса виртуальных сообществ на социальную интеграцию молодежи в новую культурную среду и того, какие именно аспекты социокультурного взаимодействия оказываются для молодежи ключевыми в контексте межкультурной адаптации. В ходе работы над ВКР Беля Анна Ильинична продемонстрировала компетентность в работе с теоретическим и эмпирическим материалом, заинтересованность и погруженность в исследовательское поле, личную организованность и упорство в достижении научного результата. Результаты ВКР были представлены на молодежной научно-практической конференции «Социальные коммуникации: профессиональные и повседневные практики»- 2018. Считаю, что данная выпускная квалификационная работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным работам бакалавриата и заслуживает положительной оценки. доцент кафедры социологии Царева А.В. культуры и коммуникации, к.эк. н.