Рецензия на выпускную квалификационную работу на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В НОВЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЯХ ФИРМ» СИДОРЕНКО Анны Юрьевны ООП ВО «Экономика" по направлению «Экономика» 1.Четкость постановки целей и задач исследования Цель и задачи работы сформулированы четко и корректно. 2.Обоснованность структуры и логики исследования Структура ВКР обоснована и логична. 3.Наличие вклада автора в результаты исследования Вклад автора в разработку темы состоит в систематизации материала по теме исследования и в выявлении принципов экономики совместного потребления, которые легли в основу новой бизнес-модели; были проанализированы наиболее удачные попытки формулирования структуры, рассматриваемой бизнес-модели и также была представлена самостоятельная разработка концепции такой структуры бизнес-модели для различных рынков. 4.Научная новизна и практическая значимость исследования Научная новизна в ВКР заключается в • выявлении основополагающих принципов экономики совместного потребления как бизнес-модели (с.10) • разработке структуры бизнес-модели экономики совместного потребления (п.1.2.2.) Практическая значимость заключается в • выявлении экономических, экологических и социальных эффектов, обеспеченных компаниями сферы экономики совместного потребления (Таблица 1) • построение бизнес-моделей компаний, одна из которых функционирует по традиционной бизнес-модели, а работа второй основывается на принципах экономики совместного потребления (п.2.1) 5.Умение применять методологию и методики научного исследования В своей работе автор продемонстрировал умение применять такие методы как формально-логический, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование. 6.Актуальность используемых информационных источников При написании ВКР автор использует актуальные информационные источники. 7.Достоинства работы • Осуществлено перенесение принципов экономики совместного потребления на фреймворк бизнес-модели CANVAS (рисунок 3); • Сформирован фреймворк бизнес-модели для B2C (Рисунок 4) и сформирован фреймворк бизнес-модели для B2B- и P2P-рынка (рисунок 5) • Проведена демонстрация принципов работы исследуемых бизнес-моделей с проведением необходимых расчетов для двух компаний, занимающимися вопросами аренды спортивного инвентаря (п.2.1., п.2.2.) • Проведено сравнение особенностей моделей и достигаемых эффектов ООО «Традиции» и ООО «Будущее (Рисунок 12) 8.Замечания и недостатки работы 1. В работе не отражены подходы к определению потребления в работах экономистов предыдущих периодов, например, работа Г. Госсена 1854 г. «Развитие закона общественных связей и вытекающих из него правил человеческого поведения» или вклад в развитие теории потребления, сделанный К.Менгером, Л.Вальрасом, У. С. Джевонсом, также не попал в зону внимания автора вклад в эту тему Е.Е.Слуцкого, Дж.Р. Хикса и Р. Дж. Д. Аллена. 2. Наблюдаются некоторые недостатки в оформлении работы (список литературы, не указано авторство таблиц и рисунков) 9.Вопросы для защиты • Оказывает ли вид бизнес-модели влияние на размеры и виды социальных и экологических эффектов? • Как Вы оцениваете возможное влияние расчета социального и экологического эффектов на эффективность рассматриваемых компаний? • Развитие потребительской экономики способствует развитию малого и среднего бизнеса или вытеснению его с рынка? • Как изменится цепочка создания ценности в сфере услуг под влиянием потребительской экономики? 10.Допуск к защите и оценка работы По мнению рецензента, работа Сидоренко А.Ю. может быть допущена к защите с оценкой «Отлично». Рецензент, к.э.н., доцент каф. ЭИР Павель Е.В.