Рецензия на выпускную квалификационную работу бакалавра на тему «ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИДЖЕМ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ ТРУДА», КОБЗАРЬ Дарины Андреевны Направление 38.03.03 «Управление персоналом» Основная образовательная программа бакалавриата «Управление персоналом» 1. Четкость постановки целей и задач исследования Сформулированные цель и задачи работы соответствуют теме ВКР. 2. Обоснованность структуры и логики исследования Предложенная структура ВКР позволяет последовательно рассмотреть и решить поставленные задачи, таким образом, логически соответствует цели исследования. 3. Наличие вклада автора в результаты исследования Присутствует 4. Новизна и практическая значимость исследования Присутствует 5. Корректность использования методов исследования и анализа экономической информации Процент заимствований – 22%, обусловлен, главным образом, пересечениями в проблематике работ, загруженных в систему BlackBoard Learn и выполненных в качестве ВКР по другим направлениям обучения в СПбГУ, а также использованием библиографического аппарата. 6. Актуальность используемых информационных источников Подтверждается 7. Достоинства работы Работа отличается серьезной теоретической проработкой вопросов, связанных с пониманием и взаимообусловленностью таких категорий HR-маркетинга и управления персоналом, как имидж, репутация бренд компании-работодателя на рынке труда. В отношении концепции плана создания и развития позитивного имиджа компании (п.1.3) интересным представляется применение идеи «ценностного предложения работодателя (EVP)», которое соответствует современному пониманию маркетинга как процесса совместного создания ценности. Следует подчеркнуть умение автора соединять «теорию» и «практику». Глубина и скрупулёзность проработки «модели» исследования и анализа результатов просто поражают, иногда даже кажутся чрезмерными. 8. Замечания и недостатки работы 1. Цель работы сформулирована как «разработка поэтапного плана развития позитивного образа компании ООО «Бизнес-Партнеры» на рынке труда на основе изученных инструментов управления имиджем компании как работодателя». В завершающей части ВКР представлен совсем не план поэтапного развития имиджа, а поэтапный план проведенного исследования по разработке имиджа ООО «БизнесПартнеры». 2. Обзор и анализ подходов к определению таких понятий как «имидж-репутация бренд» является концептуальной частью работы. Вместе с тем, попытка соотнесения этих категорий, применительно к рынку труда не всегда последовательна. Так, на с.14 дается следующее соотношение; «имидж создается при рождении компании, бренд – конечная цель работы компании, этапами которой считаются управление, создание имиджа и репутации». Далее, на с.15-16 приводится резюмирующая часть, которую иллюстрирует рис.1, где «репутация» рассматривается как конечный этап маркетинговых усилий компании на рынке труда, а формирование HR-бренда – предшествующий этому этап. 3. В работе присутствуют некоторые терминологические неточности. Например, «влечение» как адаптация не должно смешиваться с «вовлеченностью» персонала как поэтапным привлечением в процесс совместного создания ценностей компании. «Методы» и «методология» (п.1.3). Или, например, постоянно встречающиеся в тексте работы ссылки на «литературные источники». 4.Чрезмерный по объему текст ВКР – 91 стр., при рекомендованных 50- 60 стр., без учета приложений. 9. Вопросы для защиты 1. Спорным, требующим уточнения, является один из выводов в результате сравнения моделей и сущности деятельности розничного торговца и дистрибьютора: «дистрибьютор, в первую очередь, обеспечивает интересы компании поставщика-производителя товара, в то время как в оптовой торговле первоочередной задачей является обеспечение интересов покупателей» (с.30). Может быть, здесь идет речь о том, что в дистрибьюторской модели реализуется большая кооперация и координация с производителем, чем в модели розничной торговли, которая выступает как значительно более независимый игрок. Интересы покупателей в маркетинге априори являются основополагающими. 2. В практической части исследования, разрабатывая программу развития имиджа компании, соискателем, в качестве целевых были выделены внутренняя и внешняя группы: существующие и потенциальные сотрудники. Ценностные предложения для них отличаются по ряду параметров. Почему автор различает значение материальной мотивации для этих двух групп, несмотря на то, что отсутствие фиксированной части заработка относится к проблемам, наиболее острым и внешней и внутренней целевых групп? Рекомендации по решению этой проблемы для обеих групп тоже совпадают. 10. Допуск к защите и оценка работы Работа Кобзарь Д.А. на тему «ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИДЖЕМ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ ТРУДА» соответствует всем требованиям, предъявляемым к ВКР по образовательной программе «Управление персоналом», уровень бакалавриат, и безусловно заслуживает оценки «отлично» (А). Рецензент, к.э.н., доцент кафедры экономической теории СПбГУ, Лукичёва Татьяна Алексеевна 23.05.2018