РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Гриневич Дарьи Олеговны по теме ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К ГЕНДЕРНЫМ МОДЕЛЯМ, ТРАНСЛИРУЕМЫМ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ В современном обществе одним из основных источников получения информации, способов коммуникации является интернет. При этом в рамках интернет пространства именно социальные сети взяли на себя ведущую роль в реализации указанных функций. Так на 2017 год по данным статистики в России социальными сетями активно пользуются 67,8 млн россиян, при этом 63% из них – это активная аудитория платформы youtube. Собственно и без статистически подтвержденных данных мы ежедневно наблюдаем в общественном транспорте, кафе, на скамейках в парке молодых людей и девушек увлеченных просмотром новостных лент и изучением новых посланий блоггеров. В связи с этим сложно отрицать роль социальных сетей в формировании установок, систем ценностей и отношений подрастающего поколения, в том числе и гендерных моделей поведения. Таким образом, сомнения в актуальности и новизне заявленной темы исследования нет. Выпускная квалификационная работа Гриневич Д.О. построена в соответствии с предъявляемыми требованиями к данному виду научных работ и состоит из аннотации; введения; теоретической части; части, описывающей методы и организацию исследования; части, отражающей полученные результаты и их описание; выводов; заключения; списка используемых источников и приложений. Во введении отражена вся необходимая информация для обоснования научного исследования. Хочется, отметить точную и грамотную формулировку целей, задач и гипотез, также полностью соответствующих заявленной теме исследования. Отдельно заслуживает внимания указанное теоретическое и методологическое обоснование исследования, что является редкость в выпускных работах бакалавриата. Теоретическую обзор, состоящий из 6 пунктов, можно условно разделить на три части. Первая могла бы выступить как самостоятельное методическое издание к любому образовательному курсу, затрагивающему тему гендера. В ней последовательно и подробно рассматриваются понятия: гендер, пол, маскулинность, фемининность, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентичность, гендерные установки, гендерная социализация и гендерная модель. Вторая часть посвящена рассмотрению внесемейных источников формирования гендерных моделей. В соответствии с заявленной темой, особое место в данном обзоре занимает интернет и социальные сети в том числе. Особый интерес вызывает психологический анализ содержимого социальных сетей (хештегов, интернет-мемов и т.д.) в контексте возможного влияния на формирования гендерных моделей. Третья часть – это выводы сделанные на основе теоретическо-методического анализа литературных источников. Вторая глава дает нам возможность подробно рассмотреть процедуру исследования и применяемые методы. Данное описание позволяет оценить всю трудоемкость реализуемой идеи, а именно: составление авторских анкет, проведение пилотажного исследования, контент-анализ роликов youtube канала, составление на основании проведенного анализа списка из 19 посланий, отражающих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты гендерной модели. Единственный вопрос, который возникает – это каким образом проводилось исследование: индивидуально или в группах, в непосредственно личном контакте с респондентами или с помощью интернет-ресурсов. Хотя, ответ на него фактически очевиден. В целом, структура проведенного исследования, как представляется, наилучшим образом реализует поставленную автором работы цель. Третья глава начинается с описательного анализа полученных результатов по согласию/несогласию выявленных 19 посланий. Сравнение проводилось на основе деления по полу. Даже на этом этапе была получен целый ряд интересных и требующих дальнейшего рассмотрения и обсуждения выводов. Мое внимание привлекли следующие: 1. Принятие респондентами имеющихся противоречий в посланиях. 2. Довольно высокое влияние гендерных стереотипов, которые, казалось бы, идут в разрез с современными представлениями о гендере. Однако же, как мы видим, молодое поколение продолжает находится под их влиянием. 3. Наименьше всего из компонентов гендерной модели в посланиях представлен эмоциональный. Это в очередной раз подтверждает необходимость акцента в воспитательной и образовательной работе на эмоциональной сфере, развитии эмоционального интеллекта. Далее представлен анализ значения средних по стандартизированным методикам в соответствии разделения респондентов на три группы: согласных, несогласных с посланиями и поддерживающих противоречивые послания. Результаты представлены и описаны довольно подробно и ясно. Однако, как кажется, для большего понимания картины, стоило также представить сравнительные таблицы не только в целом, по разделениям на указанные группы, но и для каждого пола в отдельности. Следующим дается описание корреляционного анализа исследуемых посланий и соотнесением себя респондентами как соответствующим или несоответствующим гендерным стереотипам, а также посланий и высоким уровнем маскулинности. В дополнение к имеющемуся анализу и выводам, хотелось бы иметь изложение полученных значимых корреляций представленных не только в таблицах, но и в корреляционных плеядах для наглядности. А также хотелось познакомиться с соответствующими данными с учетом половых различий. Выводы и заключение позволяют нам увидеть, что поставленные цели и задачи были реализованы. Имеющиеся формулировки являются корректными по отношению к полученным результатам. Несмотря на то, что сама структура исследования и анализа полученных данных непростая, а также то, что было получено довольно много результатов – изложение материала является точным, структурированным, научным и легко воспринимаемым одновременно. Также хочется пожелать дальнейшего развития проведенной научной работы, т.к. практическая и научная значимость полученных данных гораздо большая, чем автор исследования скромно представил во введении. Изложенные в рецензии высказывания являются скорее пожеланиями, чем замечаниями, которые можно учесть в дальнейшей работе. В целом, выпускная квалификационная работа Гриневич Д.О. соответствует всем предъявляемым требованиям и заслуживает оценки «отлично». Ассистент кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения О.А. Сивуда