Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки 528 группы Вощулы Анны Вячеславовны «Анализ причин негативного поведения детей на стоматологическом приёме» Подготовка детей к лечению зубов состоит из психотехнических приемов, способствующих развитию позитивных отношений между пациентом и врачом. Все контакты между стоматологами и пациентами, помимо терапевтической, лечебной связи, являются системой человеческих взаимоотношений. От того, как будут выстроены эти взаимоотношения, зависит в конечном итоге успешность лечения. Поскольку развитие многих стоматологических заболеваний начинается в раннем детском возрасте, то профессиональное общение на детском стоматологическом приеме начинается с обмена информацией между врачом и родителями маленького пациента. Пациент для врача является не только объектом диагностики и терапии, но и субъектом со сложным психофизиологическим миром, индивидуально реагирующим на болезнь, окружающую обстановку, условия микросоциальной среды. В дипломной работе представлен полноценный обзор 39научных литературных источников, в том числе 3-х источников иностранной литературы в оригинале.Тема дипломной работы соответствует содержанию. Автор самостоятельно разработал программу исследования, определил задачи, объект и метод исследования. Автор разработал опросник для детей и опросник для детей и их родителей, совместно обращающихся к стоматологу, пригодный для установления личностных особенностей анкетируемых, типа их отношения к стоматологической помощи, уровня эмоционального напряжения (тревожности) перед стоматологическим приёмом, связи тревожности детей и их родителей.Был проведен анализ 140 анкет. Анкетирование проводилось анонимно среди 100 в возрасте 14-17 лет, учащихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 430 Петродворцовского района г. Санкт-Петербурга.Второе анкетирование проводилось в СПб ГБУЗ «ГДСП» № 6. Автор принимал непосредственное участие в анонимном анкетировании 40 детей и их родителей с использованием разработанного тест-опроса «Стоматология в Вашей семье». Для ввода и обработки полученных данных был использован табличный процессор MicrosoftExcel. Для выявления наиболее информативных признаков (вопросов) в первоначальных вариантах анкет автор использовал вычислительный метод распознавания и представил научно-практическое обоснование последовательного статистического анализа.Признаки были упорядочены в соответствии с их информативностью, данные сведены в диагностическую таблицу. В итоговую анкету были отобраны наиболее клинически значимые признаки. Результаты и анализ проделанной работы представлены в виде 2-х диаграмм,2-х таблиц и 2-х разработанных анкет. Выводы соответствуют основным задачам исследования.Автор показал умение систематизировать и анализировать полученные собственные научные данные.В соавторстве с научным руководителем к.м.н. А.А. Васяниной автор дипломной работы имеет по теме исследования тезисы, опубликованные в сборнике материалов республиканской научно-практической конференции с международным участием «Профилактика стоматологических заболеваний», организованной Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Ташкентский государственный стоматологический институт, Ташкент. –2018. Проделанное исследование позволило выявить новые признаки негативного поведения ребенка на стоматологическом приеме, и причины негативного поведения, проявляющиеся у детей при наличии у родителей высокого уровня страха перед стоматологическими манипуляциями. Работа производит впечатление полноценного аналитического труда, позволяющего автору сделать обоснованные выводы относительно данной проблемы. Дипломная работа Вощулы Анны Вячеславовны «Анализ причин негативного поведения детей на стоматологическом приёме» имеет большую практическую ценность и может быть оценена на «отлично». научный руководитель: к.м.н., доцент А.А. Васянина