РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Ефимовой Алины Дмитриевны по теме «Этические основания исламской финансовой системы» Ислам является одним из важнейших мировоззренческих систем современности. Это не только религия, но сложный комплекс традиций, обычаев, а также рациональных стратегий, направленных на регламентацию различных областей жизни человека. Принимая во внимание роль капиталистической экономики, элементы которой присутствуют даже в самых консерва-тивных государствах, следует говорить не только об актуальности избранной А.Д.Ефимовой темы, но о ее несомненной практической значимости. С формальной точки зрения представленная А.Д.Ефимовой к защите выпускная квали-фикационная работа соответствует требованиям, предъявляемым к подобным работам уровня бакалавариата: сформулированы соответствующие теме исследования цель и задачи, с ними согласована структура текста. Намеченный во введении план последовательно реализуется в главах, которые завершаются обоснованными выводами, резюмированными в заключении. А.Д.Ефимова показывает высокий и достаточный для реализации поставленных задач уровень владения материалом важнейших источников, откуда черпаются основные норма-тивные принципы исламской экономики - Коран и Сунна. В то же время, автор обращается к современным практическим работам по отдельным вопросам хозяйственной деятельности, обусловленной современными экономическими условиями. В начале своего исследования А.Д.Ефимова на материале известных трудов М. Вебера и В. Зомбарта раскрывает проблему места и роли религии как фактора экономической деятель-ности. Существенное отличие ислама (в изложении А.Д.Ефимовой) и кальвинизма (в изложе-нии Вебера) состоит в том, что последний конструктивно участвовал в формировании миро-воззренческой основы практики капитализма. Ислам также способствовал прогрессу экономи-ческих практик, их рационализации, но в ином историческом и культурном контексте, а в ус-ловиях современного капитализма он вынужден, скорее, модифицироваться, «подстраивать-ся». Не совсем понятно, насколько такой вывод сделан А.Д.Ефимовой осознанно, однако при-водится много примеров того, как, например, «во многих странах в качестве инструментов финансирования используются непредназначенные для этой цели иджара (договор аренды) и мурабаха (договор на продажу)» (с.59). Интенсификация экономических связей в современных исламских странах, а также глобализация привели к тому, что с проблемами согласования тра-диционной исламской регламентации с новыми потребностями сталкивается множество лю-дей. Несомненной положительной стороной работы стало то, что А.Д.Ефимова нашла подход к изложению отдельных практических задач. Проблема в том, что восприятие экономики в ис-ламе предметно, вследствие чего абстрактные, «непредметные» явления (чисто финансовые операции, тем более фьючерсы и иные производные финансовые инструменты и т.п.) воспри-нимаются как сомнительные и рискованные. Сама базовая для оправдания практики капита-лизма классическая идея «невидимой руки» с этой точки зрения кажется неубедительной. А.Д.Ефимова проводит современные параллели отдельных практик, исходя и принципа эко-номической аналогии. Тем самым, как и в современной этике бизнеса, выявляются отдельные области, требующие особого внимания и нормативного контроля. А.Д.Ефимова выделяет следующий общий смысл регламентации хозяйственной деятель-ности в исламе: это не столько ограничение свободы, сколько внимательное отношение к со-циальным связям, чреватым для отдельных людей возможностью не только приобретений, но и потерь. Согласно формулировке автора, в основе исламской экономики лежат принципы «справедливости и недопущения вреда по отношению к другому человеку». Отличие данного подхода от современной этики бизнеса состоит в том, что в последней получение прибыли не подвергается сомнению как основная цель, а те или иные социальные практики лишь способ-ствуют лучшему ее достижению и избеганию негативных побочных эффектов. В данном слу-чае, не будет преувеличением сказать, что современной деловой этике здесь есть чему по-учиться. Можно говорить о телеологическом (согласованном с целями существования человека) характере подхода ислама к хозяйственной жизни: концентрация на доходе, богатстве, не нужном для жизни в ином мире, отрицается. Сама сложная система экономических отношений рассматривается как ценностно нейтральная, но возникает возможность злоупотребления на-ходящимся в распоряжении человека (с позиции ислама - данные богом человеку) материаль-ным и социальные ресурсами. Эти принципы А.Д.Ефимова превращает, фактически, в мето-дологическую основу самой своей работы. Она показывает эффективность мусульманской критики некоторых современных экономических практик, например сетевого маркетинга. В то же время, к сожалению, автор не свободен от некритического восприятия, заявляя, что «муд-рость религиозных запретов заключается в том, что все запретное в исламе является вредным для человека, хоть это и не было ясно изначально, в первые века ислама» (с.46). Автору работы можно сделать ряд других замечаний. В работе недостаточно отчетливо разведены религия и мораль. Возможно, в случае ислама, такое разведение и невозможно про-вести последовательно, однако и это обстоятельство не оговорено. Речь, фактически, идет не об этических основаниях финансовой системы, а об этическом содержании, смысле и направ-ленности принципов ее регламентации. Отдельным, хотя и близким недостатком, является то, что А.Д.Ефимова не выделяет и не обсуждает отдельно исламскую правовую традицию (фикх), хотя, очевидно, с ним хорошо знакома. Вопрос о разграничении, разделении областей «ответственности» морали и права является существенным и для современной западной этики бизнеса. Комплексно эти недостатки проявляются в главе 4, посвященной видам договоров, в которой их этическое содержание автором только подразумевается (с очевидными смысловы-ми ссылками на список, приведенный в начале главы), однако не объясняется ясно, так что чи-тателю приходится самому додумывать, что имеется в виду. Если запретным категориям «риба» и др. уделено много внимания, то совершенно не коснулся автор влияния на экономику такого важного института, как «закят», не упомянув его даже в описаниях случаев, когда вместо штрафов за просрочку ипотечного кредита в ислам-ской экономике должник осуществляет выплаты на благотворительные цели. Опираясь на М. Вебера, А.Д.Ефимова не учитывает известные ограничения подхода са-мого Вебера. Возможно, обращение к К.Марксу с его теорией «надстройки» лучше объяснило бы соотношение ислама и современной экономической и финансовой практики, а также место самого капитализма в исламских странах: с одной стороны не ислам влияет на капитализм, а наоборот; с другой, капиталистические формы деятельности в некоторых странах присутст-вуют только частично. Это объясняется, почему меняются только отдельные принципы и практики, а сам ислам не модернизируется радикально. Далее, А.Д.Ефимова постоянно использует такую категорию, как «справедливость», од-нако не оговаривает ее содержание. Существует множество пониманий справедливости, в том числе в хозяйственной деятельности человека. Так, договоры «мушарака» интересно было бы соотнести с т.н. «дистрибутивной справедливостью». Можно было бы порекомендовать оформление ссылок в качестве постраничных сносок, а не в квадратных скобках в самом тексте. Рецензируемая работа А.Д.Ефимовой по теме «Этические основания исламской финан-совой системы» является самостоятельной и соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР по направлению подготовки «Культурология» - «Арабо-мусульманская культура». Полу-ченные результаты по большей части достоверны, выводы обоснованны, стиль написания яв-ляется научным, работа оформлена в соответствии с требованиями. Работа заслуживает оценки «отлично». «15» мая 2018 г. __________________ И.Ю. Ларионов Подпись ФИО