РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Деревщиковой Светланы Викторовны по теме «Молодежная пресса: тенденции развития в цифровой среде» Рассматриваемая выпускная квалификационная работа посвящена частному вопросу одной из актуальных тем современной журналистики. Молодежная пресса в условиях цифровых технологий обретает новые возможности и пути развития, технологии, которые становятся подвластны молодежи, подразумевают, что данный тип прессы может стать более массовых, более востребованным и содержательным. Именно молодежная пресса способна в полной мере использовать интерактивность, мультимедийность, гипертекстовость современной информационно-коммуникационной среды в силу возрастной специфики. Актуальность работы не вызывает сомнений. Особый акцент автор делает на значимость молодежной прессы как воспитателя и культурного просветителя в условиях развития Интернета, в частности, сомнительных по своему качеству информационных ресурсов. Во введении раскрыты основные компоненты: актуальность, степень научной разработанности, цель, задачи, предмет и объект исследования, научная новизна. Степень научной разработанности подменена описанием теоретической основы работы. Предмет и объект исследования сформулированы не точно в контексте темы и цели исследования. Цель исследования, которую поставил перед собой автор ВКР («выявление особенностей восприятия информации современной молодежи и прогнозы развития прессы на основе выводов по этой теме»), требует социологических методов и значительного хронологического отрезка исследований для выявления динамики, без которой невозможны прогнозы. Деревщикова С.В. ставит перед собой шесть научно-исследовательских задач, которые, в целом, согласуются с представленной структурой исследования, однако, они слишком глобальны, каждая из них вполне может являться темой отдельного исследования. Кроме того, четвертая и пятая задачи (Проанализировать исследование по особенностям восприятия информации; провести собственное исследование и сравнить с имеющимся) имеют организационный, а не научный характер. Заявленная автором научная новизна (выявлении актуальных на сегодняшний день векторов развития молодежной прессы, а так же в особенностях ее восприятия посредством Интернет СМИ) отсутствует в выводах. Эмпирическая база исследования включает семь разнотипных печатных и электронных изданий. К сожалению, автор не обосновал свой выбор, так как обозначенные издания ориентированы на разную целевую аудиторию. При этом, выбранные печатные издания, в первую очередь, носят развлекательный характер («Oops», «Elle Girl», «Bravo», «Все звезды»), в то время как интернет-издания можно отнести к общественно-политическим (азета «Бумага», журнал «Медуза», паблик «Ленач), кроме того, некоторые из них сложно однозначно классифицировать как молодежные. Однако, опора на социологический подход к определению возрастных характеристик молодежи (от 16 до 30 лет), позволяет считать включенные издания молодежными. Методы исследования вызывают вопросы: «частичный контент-анализ», «собственный эксперимент/опрос». Также, автор утверждает, что для достижения заявленной цели «исследование количественных показателей не было важным». Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, заключения и списка источников. В первой главе «Молодежная пресса в современном медиапространстве» рассмотрены типологические характеристики молодежной прессы, ее сущностные характеристики и динамику развития в России. Первый параграф раскрывает типологические характеристики поверхностно, здесь представлены важнейшие отличия молодежных изданий от изданий для взрослых (целевое назначение, сфера деятельности, стиль изложения и, конечно, характер аудитории), но нет итоговой систематизации. Автор выделает два типа изданий по характеру информации (универсально тематические и монотематические). Второй параграф раскрывает функции молодежной прессы. Третий параграф, посвященный динамике развития молодежных изданий в России, состоит всего из 3 страниц и представляет собой краткий обзор молодежных изданий с 19 века по настоящее время. Вторая глава «Особенности восприятия информации в Интернете» посвящена особенностям восприятия информации молодежью в интернете. Автор логично отмечает, что медиапредпочтения молодежи неоднородны, так как сама возрастная категория 16-30 лет крайне разнородна. Содержание первого параграфа «Современные медиапредпочтения молодежи: традиционные и цифровые источники» представляет собой описание нескольких разноплановых молодежных изданий. Вывод, сделанный автором, об актуальности тем для молодежи разной возрастной категории строится на количестве подписчиков того или иного издания, представляется необоснованным. В тексте часто встречаются голословные выводы. Второй параграф первой главы представляет собой сопоставление результатов исследования портала «Медиатор» и опроса, проведенного автором исследования. К сожалению, упущены такие важные составляющие социологического метода как выборка, ее обоснование, время и условия проведения, цель исследования. Третий параграф «Прогнозы развития отечественной молодежной прессы» составляет 1,5 страницы и представляет собой видение автором изменений в молодежной прессе. Рецензируемая выпускная квалификационная работа по форме соответствует требованиям, теоретическая часть исследования, особенно первый параграф, представляют интерес, но содержание грешит необоснованностью выводов, слабым эмпирическим анализом, недостаточной обоснованностью выводов. Заключение содержит отдельные выводы. Содержание ВКР, в целом, соответствует заявленной в названии темы, однако слабость практической части не позволяет дать высокую оценку работе. Рецензент: Доцент кафедры международной журналистики Кандидат политических наук Ю.В. Курышева