РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Слюсарева Вячеслава Евгеньевича по теме "Направленность познавательной деятельности обучающихся по разным образовательным программам» Выпускная квалификационная работа Слюсарева Вячеслава Евгеньевича актуальна в связи с важностью расширения представлений о направленности познавательной деятельности обучающихся в вузах, во многом определяющей успешность освоения образовательной программы. Содержание работы соответствует заявленной в названии теме. Тема раскрыта в достаточной мере в соответствии с целью и задачами исследования. Структура работы традиционна и соотносится с задачами, включает аннотацию, введение, обзор научной литературы, описание организации и методов исследования, :результаты эмпирического исследования, выводы, заключение, список использованной литературы, приложения. Актуальные проблемы теоретического характера в контексте темы исследования отражены в обзоре литературы, выполненном на основании анализа 22 отечественных источников литературы. Практические навыки автора и практическая применимость результатов его работы продемонстрированы. Использованный методический аппарат соответствует сформулированным Вячеславом Евгеньевичем задачам. Количество обучающихся, участвующих в исследовании, достаточно для объема выпускной квалификационной работы уровня бакалавриата, однако, для получения более точных, статистически значимых данных в перспективе продолжения научного поиска по данной теме необходимо существенное расширение выборки. И, конечно, более разносторонний статистический анализ. Результаты исследования, представленные в третьей главе, наглядно иллюстрированы, хотя компоновка текстового и наглядного материала своеобразна (так, например, раздел 3.7 включает только рисунки), что несколько затрудняет прочтение работы. Логическое обоснование выводов благодаря содержанию 3 главы прослеживается, однако, сами выводы сформулированы чрезмерно компактно и посвящены исключительно констатации выявленных различий по выраженности статистически значимых различий по ряду изучаемых параметров и краткими сообщения о подтверждении гипотез. К несомненным достоинствам работы следует отнести доступность с точки зрения языка, стиля, наглядности таблиц и рисунков; творческую попытку автора сконструировать анкету для решения задач исследования; интересные (хотя и не столь многогранные, какими могли бы быть) полученные данные. К числу замечаний представляется целесообразным отнести: 1) отсутствие анализа теоретических предпосылок исследования на основании изучения зарубежных источников литературы; 2) недостаточное внимание к отражению в теоретической части работы данным, раскрывающим содержание ранее проведенных исследований, показывающих различия познавательной направленности и особенностей мотивации учебной деятельности обучающихся вузов по образовательным программам различной направленности; 3) полученные данные могли бы быть более интересными с точки зрения и научной, и практической при использовании более широкого психодиагностического арсенала; так как, по сути, использована только одна методика (предложенная автором анкета во многом косвенно соотносится с предметом исследования); 4) результаты исследования проанализированы преимущественно количественно; качественный анализ, посвященный вероятным или очевидным причинам и следствиям результатов, недостаточен; 5) не вполне обоснованы соображения автора о взаимосвязи между изучаемыми параметрами, что создает впечатление о том, что в их основе лежат преимущественно логические умозаключения. Несмотря на ряд замечаний, представленная Слюсаревым Вячеславом Евгеньевичем выпускная квалификационная работа «Направленность познавательной деятельности обучающихся по разным образовательным программам» в целом соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР уровня бакалавриата и может быть оценена «удовлетворительно». «31» мая 2018 г. Демьянчук Р.В.