РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося 4 курса основной образовательной программы БАКАЛАВРИАТА СПбГУ по направлению «Международные отношения» Горбуновой Юлии Николаевны на тему: СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА США В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ И ПРЕЗИДЕНТСТВА ДОНАЛЬДА ТРАМПА 1. Оценка качества ВКР № п. п. Критерии оценки (проверяемые компетенции) Баллы оценки: • отлично (5) • хорошо (4) • удовлетворительно (3) • неудовлетворительно (2) Комментарии к оценке 1. Актуальность проблематики (ОКБ-3, ПК-19, ПК-24) ОТЛИЧНО (5) 2. Корректность постановки цели, взаимосвязанность цели и задач (ОКБ-5, ПК-19, ПК-24) ХОРОШО (4) 1) Цель заявлена следующим образом (стр.4): «определение особенностей использования социальных сетей как инструмента построения имиджа США в период предвыборной кампании и президентства Д. Трампа». Что касается периода борьбы за власть, то в этот период социальные сети используются в основном с единой целью борьбы за власть внутри страны, именно для этого применяется инструментарий социальных СМИ. Именно этим деятельность Д. Трампа или Х. Клинтон в период предвыборной кампании отличается от деятельности должностного лица Джона Росса, посла США в Японии, о котором автор упоминает на 16 стр. Согласно определениям, которые автор приводит на стр. 4 и 19 имидж понимается им как результат целенаправленной деятельности, плод профессиональных усилий) в период предвыборной кампании является в лучшем случае побочным продуктом борьбы за власть. Таким образом, считаем некорректным говорить об использовании социальных сетей в период предвыборной кампании как инструмента построения имиджа США. И вообще неясно, как связаны твиты Трампа и его критиков с публичной дипломатией США. 2) В качестве рекомендации хотелось бы предложить автору формулировать задачи исследования так, чтобы они точнее отражали содержание глав. В данной же работе присутствует некоторый дисбаланс: три задачи решаются в первой главе и всего одна в последующих двух 3. Степень разработанности источниковой базы и качество критики источников (АОМ: ПК-17; АМ: ОКМ- 24; ПОМ: ОКМ-18, ПК-13) ХОРОШО (4) 1) Можем только согласиться с автором в том, что отсутствует концептуальная основа для оценки эффективности использования. Однако некоторое недоумение вызывает то, что для оценки эффективности автор обращается только к одному источнику – рейтингу Anholt GfK. Странно, что автор совсем не проявил интереса к результатам многочисленных опросов общественного мнения, которые проводились практически по всему миру. Мы убеждено, что это помогло бы сделать более точные выводы об оценке действий политических деятелей США за рубежом, а также о роли национальных политических элит иностранных государтв в процессе формирования имиджа США. Так, опросы весны 2017, произведённые центром Pew, убедительно демонстрируют, что отношение к США после избрания Трампа ухудшилось в европейских странах и значительно улучшилось (пусть и ненадолго) в России. 2) В списке источников присутствует гетерогенная группа, названная «Интернет-источниками». Представляется было бы лучше классифицировать эти источники по их характеру и происхождению, а не месту нахождения в сети Интернет, где представлено чрезвычайно много разной по характеру и качеству информации 4. Полнота и разнообразие списка использованной литературы (АОМ: ПК-17; АМ: ОКМ- 24; ПОМ: ОКМ-18, ПК-13) ОТЛИЧНО (5) Было бы, впрочем, нелишним классифицировать исследования к которым обращался автор, разделив их на группы, а не представлять их единым списком, который содержит 78 (!) позиций 5. Соответствие методов исследования поставленной цели и задачам (ОКБ-6, ПК-27) (факультативно) ОТЛИЧНО (5) 6. Соответствие результатов ВКР поставленной цели и задачам (ОКБ-5; ПК-19, 21, 24) ОТЛИЧНО (5) При написании заключения автору следовало бы в большей мере сконцентрироваться на особенностях использования социальных сетей, как заявлено в цели исследования, чем механистически переписывать выводы глав. 7. Качество оформления текста (ОКБ-1, ПК-19, 21) ОТЛИЧНО (5) Отмечаем аккуратность автора в оформлении работы, однако рекомендуем ему впредь избегать журналистских формулировок вроде такой (стр.29): «Пророссийские комментарии своего кандидата спровоцировали огненную бурю в Республиканской партии» Средняя оценка: 4,7 Заключение/рекомендации членам ГЭК: Работа выполнена на достаточно высоком для ВКР уровне. Несмотря на высказанные замечания, ВКР ГОРБУНОВОЙ Юлии Николаевны на тему: «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА США В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ И ПРЕЗИДЕНТСТВА ДОНАЛЬДА ТРАМПА» соответствует общим требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и заслуживает высокой положительной оценки. 2. Рекомендованная оценка: ОТЛИЧНО «4» июня 2018 г. Доцент каф. американских исследований, к.п.н., Богуславская Ю.К.